Карамзин

Особенности сентиментализации Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Знание жизни, стремление проникнуть в глубину социальных противоречий, широта охвата событий, освещенных передовым мировоззрением, делали «Путешествие» реалистической книгой. Авторскому замыслу подчинена и композиция книги: все происходит как в жизни.

Вместе с тем Радищев писал в эпоху господства сентиментализма, и это не могло не отразиться на его книге. Ряд исследователей видят в нем революционного сентименталиста. И действительно, антифеодальные тенденции, пристальное внимание к личности человека, его нравственным началам были характерны для Радищева. Радищев все увиденное пропускал через призму своего авторского «я», что способствовало выражению непосредственных чувств автора. Его сентиментализм имел действенный, протестующий характер. Жанр «Путешествия» был характерен для писателей-сентименталистов.

У Радищева – внимание обращено к реальной жизни страны и народа, нравственным, социальным, социальным, экономическим проблемам, требующим разрешения. Радищевскому «Путешествию» были свойственны также и «чувствительность стиля», и эмоциональная насыщенность, которая стилистически выражалась в авторских вопросах, восклицаниях, лирико-публицистических отступлениях. От писателей-сентименталистов Радищева отличал, по удачному выражению одного из исследователей, «социальный характер эмоций», выражающихся в сочувственном отношении к народу и сатирическом обличении виновников его бедствий.

Возмущение, гнев, призыв к протесту – таков характер эмоций Радищева.

тема народа в «Путешествии…»

 

Впервые в русской литературе основной темой книги стала тема народа и признание его главной движущей силой истории. Показывая бедственное положение народа и обрушивая свой гнев на его притеснителей, Радищев раскрывает в русском народе новые черты, вызывающие у путешественника чувство восхищения. Он показывает нравственное здоровье и физическую красоту, присущую русскому крестьянину, чувство собственного достоинства, трудолюбие, талантливость, он раскрывает в народе дремлющие силы, способные вызвать сопротивление насилию.

Жестокая эксплуатация крестьян, произвол в самодержавно-бюрократическом государстве обусловили резкость сатирического обличения правящих классов в книге Радищева. Эпиграф к «Путешествию», взятый из Тилемахиды Тредиаковского, гласит: «Чудовище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», чудовище – это самодержавие, екатерининская монархия.

Народ – герой путешествия, общение с ним убеждает автора в его светлом будущем. В «Путешествии» много запоминающихся персонажей, олицетворяющих те достоинства, которые раскрыл путешественник в народе. Это и пашущий крестьянин в главе «Любань», который в беседе с барином держится с достоинством. Это и крестьяне в главе «Зайцово», проявившие солидарность и заступившиеся за жениха-крестьянина, мужественно вступившегося в борьбу с насильниками. И матрос («Чудово»), героически спасающий гибнущих на море.

Воплощением нравственного идеала Радищева стал образ крестьянской девушки Анюты из главы «Едрово». Естественную красоту и здоровье, благородство видит в своей героине путешественник. Скромность и гордость, строгость и нежность, искренность и цельность натуры – такова Анюта. Вместе с тем, сей «зритель без очков» далек от идеализации. Порой он видит и среди крестьянок испорченных девушек, однако Радищев подчеркивает, что это результат «губительства неволи», результат развращающего влияния крепостнических отношений.

 

 

Карамзин «Письма русского путешественника»

Частями письма печатались в 1791-1792 гг. в «Московском журнале». В них проявились особенности его творческого метода, его эстетических принципов.

«Письма», передающие непосредственные впечатления Карамзина о странах, которые он посетил, отличаются свободной композицией, в которой перемежаются объединенные воедино личностью автора разнообразные картины политической и культурной жизни западных государств, царящих там нравов и обычаев, встречи писателя с известными философами, литераторами, гос. деятелями. В книге много философских и нравственно-этических размышлений самого автора, вызванных увиденным и услышанным.

«Письма « были написаны в Москве, но Карамзину удалось создать иллюзию непосредственно написанных писем к друзьям. Открываются эмоциональным обращением.

Карамзин с большой тонкостью передает все увиденное за границей, избирательно относясь к огромному потоку нахлынувших впечатлений. И хотя все увиденное пропущено через авторское «Я», писатель выходит за рамки субъективных переживаний и наполняет письма множеством обширных и конкретных сведений о культуре и искусстве, географии и быте посещаемых им стран.

Книга Карамзина расширяла представления и круг знаний русского читателя. Познавательная ценность книги, высокие благородные чувства, ею пробуждаемые, делали “Письма» популярными не только у русского, но и у европейского читателя.

В письмах читатель встречает множество имен крупнейших писателей и философов, многим из которых он дает характеристики, воссоздает их портретный облик. Здесь имена Шекспира, Гете, Шиллера, Лессинга, Руссо, имена художников: Рафаэля, Рубенса итд.

Карамзин передает их беседы на философские, эстетические темы, которые он ведет с Лафатером, Виландом, Гердером. Из этих бесед вырисовываются философские и общественно-политические взгляды самого автора.

Созерцание природы, к описанию которой так часто обращается писатель, очищает человека, и Карамзин возносит благодарность Богу за возможность жить в общении с природой.

Необычайно интересны его письма из Англии, в которых содержатся наблюдения над разными сторонами жизни и нравов англичан.

Так, рассказывая о чопорном самодовольстве английских буржуа, которые считают бедность пороком, всячески скрывая ее, Карамзин описывает лондонские дома «с подземельною частию», тем, что англичане говорят: «Кто у нас беден, тот недостоин лучшей доли”. Его интересуют и суд присяжных, и лондонская тюрьма.

Посещение Карамзиным Англии, Франции, Швейцарии натолкнуло его на размышления над явлениями политической жизни этих стран. Сочувственно относясь к европейской свободе и демократии, восторгаясь республиканскими порядками в Швейцарии, он «воздерживается от признания возможности установления этих институтов в России».

Характерно для определения социально-политических взглядов Карамзина его отношение к Французской революции. При первой публикации «Писем» в журнале Карамзин обрывает их там, где должен следовать рассказ о Париже, в который въезжает путешественник в тревожные месяцы 1790 г. То, что он опубликовал письмо от 11 апреля 1790 г. , в котором дается отрицательная оценка событий Французской революции, только при четвертой публикации «Писем», т. е. в 1801 г., говорит о том, что вначале Карамзин более сдержанно отнесся к разразившимся событиям.

Наблюдая европейскую жизнь, он размышляет, сопоставляет Россию с Западной Европой. Он все время думает о родине, которую любит.

«Письма» овеяны лиризмом, эмоционально насыщены. Поэтически описанная Карамзиным природа вызывает у самого автора неизъяснимое волнение и счастье бытия. Люди, близкие природе, добры, чисты, способны на глубокие чувств. Для Карамзина уже в «Письмах» характерно изображение пейзажа в соответствии с настроением созерцающего его человека.

Лирические отступления, поэтическое описание природы, тонкий юмор, эмоциональная насыщенность стиля, особый интонационный строй, создающий настроение, делали «Письма» глубоко художественным произведением, отразившим воззрения и эстетические принципы Карамзина.