Закон как форма (источник) права: понятие, признаки, виды.
Закон – это НПА, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юр. силой.
Закон явл. несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства а.
Признаки:
1)они принимаются только законодательными (представит.) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
2)обладают высшей юр. силой, которая означает, что содержание всех иных НПА не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменит закон, кроме органа, который его издал.
3)регулирует наиболее важные основополагающие отношения. В законах закреплены общественные и государственный строй, компетенция центральных звеньев госуд. механизма, основ. права и свободы гр-н и т.д.
4)содержат нормы первичного, исходного хар-ра. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
5)принимается в особом процессуальном порядке
Виды законов:
1) основной закон страны – Конституция РФ – К. занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты а не могут противоречить К.
2) КФЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;
3) Закон о поправке к К. РФ – обладает особой юр. силой и принимается в порядке предусмотренным для ФКЗ, т.е. не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 - от общего числа членов Совета Федерации. Вступивший в силу подлежит подписанию президентом и опубликованию.
4) Кодекс – самая распространенная форма закона
5) Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между РФ и ее субъектами. Основы – форма законов, которые характерны только для федерального а.
6) Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в качестве разновидности закона. В них точно определен предмет регулирования, особая процедура принятия, т.к. представляются документы, содержащие оценку соотв-его договора.
7) Модельные законы – носят рекомендательный хар-р, служат ориентиром для законодательства – членов СНГ при регулировании определенных сфер общ-ых отношений.
8) Делегированное законодательство – новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве предусмотрен. Суть состоти в том, что законодательные органы а делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов. (во Франции, Швеции, Австралии, Италии, Швейцарии).
9) Законы, принимаемые в порядке референдума – обладают высшей юр. силой и могут быть отменены только референдумом. Принимаются редко.