Товарная концепция
Практически одновременно с производственной возникла маркетин говая товарная концепция. В ней основное внимание уделяется совершенствованию товара, повышению его качества при умеренных и доступных большинству потребителей ценах. При этом предполагается, что потребители будут приобретать эти товары, потому что они имеют высокое качество, совершенны и доступны по цене.Однако чрезмерное увлечение и влюбленность в свой товар не всегда могут закончиться для предпринимателя благополучно. Существует опасность так называемой маркетинговой близорукости.
Возможность ее возникновения и последствия для предприятия впервые описал один из ведущих специалистов в области современного маркетинга Теодор Левитт. В научных записках Гарвардской высшей школы бизнеса он опубликовал экономико-публицистическую статью под символическим названием "Близорукость маркетинга". Анализируя причины разложения и краха великих американских железнодорожных компаний, автор приходит к выводу: владельцы этих компаний занимались только железнодорожным бизнесом и прозевали появление конкурирующих видов транспорта.
Реальности рынка таковы, что товары, рассматриваемые изготовителем в качестве непосредственных конкурентов, очень редко совпадают с подлинными конкурентами. Так, автомобили из разряда сверхроскошных — например, "Роллс-Ройсы" и "Кадиллаки" — очевидно, не находятся в отношениях конкуренции с автомобилями, стоящими недорого. Как бы великолепно ни проявили себя "Роллс-Ройсы" и "Кадиллаки" в качестве средств передвижения, все-таки их в основном покупают не за это качество, а за удовлетворение, связанное с престижем обладания.
Так как потребитель приобретает удовлетворение, все товары и услуги интенсивно конкурируют с товарами и услугами, выглядящими совершенно по-другому, которые, казалось бы, выполняют совершенно другие функции. Они изготавливаются, реализуются совершенно по-разному, но одновременно являются альтернативными средствами получения тем же потребителем того же удовлетворения потребности.