Теоретические основы ценообразования

Ценообразование на предприятии

Накладные расходы и их распределение

На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления расходами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня – инновации, вчера – объединения и поглощения, позавчера – и т.д.), в учете расходов из года в год банально повторяется один вопрос: “как правильно их посчитать и распределить между видами продукции (услугами)”.

Распределение накладных расходов (постоянных, косвенных) между видами продукции происходит пропорционально основной заработной плате рабочих; пропорционально прямым материальным расходам и другими способами

Маржинальный анализ предполагает оценку потенциальной прибыльности продукции с использованием соотношения цен на реализуемую продукцию и переменных затрат на ее производство.

Для каждого вида продукции определяется следующий показатель (показатель носит название “ценовой коэффициент”):

Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше потенциальная прибыльность данной продукции: больше резерв покрытия общепроизводственных расходов и получения прибыли. Иными словами, наиболее выгодно продавать изделия с наибольшим ценовым коэффициентом.

Ценовой коэффициент = (Цена ед прод. - Переменные затраты ед. прод. )/Цена ед. прод., %

 

 

 

Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики проявляется через цены, их динамику. Цена -количество денежных средств (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов.

Первый фактор состоит в том, что цены образуются на основе закона стоимости. Он ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д.; наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже.

Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъюнктурой. В этом случае требуется гибкость, тщательная подготовка производства, глубокое изучение рынка. Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формироваться в какой-то мере непредсказуемо. Но таковы законы рынка, их нельзя игнорировать; необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно ими пользоваться.

Предприятия реализуют свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги) вводится государственное регулирование. Сочетание рыночного механизма с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического развития.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни.

Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размеры прибыли.

Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, социальными группами населения. Высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары обеспечивают перераспределение денежных доходов определенной части населения с помощью бюджета для формирования социальных фондов. Распределительная функция цены проявляется и через акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет на общегосударственные нужды.

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается посредством либо увеличения (сокращения) производства, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем или другим способом.

Функция цены как средства рационального размещения производстваполучает все большее развитие. Она проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перераспределение капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли.

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают и в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансированности спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к согласованию спроса и предложения, когда предложение превышает спрос.

Система цен и их классификация.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов.

Прежде всего, цены классифицируются в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики следующим образом:

Ö оптовые цены предприятий-изготовителей (закупочные) - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям, а также сбытовым организациям, оптовым торговым организациям и розничной торговой сети. Для промышленности они являются отпускными ценами, в сфере обращения – рассматриваются как закупочные. Эти цены призваны обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность предприятий-производителей, иными словами, реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка;

Ö закупочные цены или цены производителей сельхозпродукции - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, на рынке и др.);

Ö цены на строительную продукцию - размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

Ö тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Тарифная ставка включает себестоимость перевозок и прибыль транспортного предприятия в расчете на единицу транспортной продукции;

Ö тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

Ö оптовые цены торговых предприятий (отпускные цены предприятий оптовой торговли); разновидностью этих цен являются цены снабженческо-сбытовых и заготовительных организаций;

Ö розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. При формировании розничных цен предприятия используют торговую надбавку. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли исходя из конъюнктуры рынка в данном регионе. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам приобретения товаров предприятиями розничной торговли с налогом на добавленную стоимость;

Ö цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

Ö надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

В зависимости от территории действия различают:

Ö цены, единые по стране, в том числе поясные - устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые цены регулируются (фиксируются) государственными органами, - энергоносители, электроэнергия, квартплата и некоторые другие;

Ö цены региональные (зональные, местные) - устанавливаются предприятиями - изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов различают:

Ö цены ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. Покупатель оплачивает все расходы по транспортировке продукции до места назначения. Иначе эта цена называется ценой франко-станция отправления;

Ö единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование общей, единой цены с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Другими словами, эта цена называется ценой франко-станция назначения;

Ö зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны;

Ö определение цен на основе базисного пункта. При этом методе некоторые предприятия и фирмы выбирают в качестве базисных несколько городов (пунктов). В этом случае фактические цены продажи рассчитываются прибавлением к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

Сегодня появился такой классификационный признак цен, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. При этом различаются:

Ö свободные цены - цены, свободно складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов. Государство может воздействовать на них (их уровень) только путем влияния на конъюнктуру рынка;

Ö регулируемые цены цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, но испытывающие определенное воздействие государственных органов. Государство пользуется методами либо прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким-либо другим методом;

Ö фиксируемые цены - прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления.