Тема 13. Ценообразование и ценовая политика предприятия
Тема 12. Себестоимость продукции, доход, рентабельность
Тема двенадцатая включает два вопроса:
1. Себестоимость продукции,
2. Доход, прибыль рентабельность.
Себестоимость как экономическая категория, чрезвычайно важна и в теории и в практике промышленного производства Она объединяет все текущие затраты на производство и реализацию продукции: материальные затрата (сырье, материалы, топливо, энергия), затраты средств труда (амортизация), затраты живого труда (зарплата). В современной экономике России себестоимость является основой ценообразования конкретных видов продукции. Следует отметить, что снижение себестоимости продукции является одним из трех важнейших направлений увеличения прибыли, т.е. себестоимость оказывает непосредственное влияние на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Отсюда возникает необходимость выделять основные технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости, и уметь рассчитывать возможное снижение издержек производства по этим факторам.
Как указывалось выше, прибыль является целью и абсолютным конечным результатом производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Она формируется как разница между доходами и расходами по всем видам деятельности предприятия.
Прибыль как всякий положительный эффект достигается путем соответствующих затрат. Отношение прибыли к затратам (текущим или единовременным) представляет собой рентабельность-относительный показатель эффективности производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, для оценки эффективности предпринимательской деятельности, для формирования правильных выводов и рациональных предложений Вы должны освоить методику и рентабельность всех видов.
Необходимость изучения цены как экономической категории диктуется особой ее ролью в рыночной экономике. Степень востребованности любого вида продукции (товара) на рынке проявляется через цену. Цена является связующим звеном между производителем и потребителем продукции . Без квалифицированного умения рассчитывать, планировать и прогнозировать уровень различных видов цен, невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Успех любого коммерческого предприятия во многом определяется ценовой политикой, которая включает следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика установления цены.
Именно, на последней позиции хотелось бы остановить Ваше внимание, так как любой ошибочный или недостаточно продуманный шаг в методике ценообразования немедленно отразится на динамике продаж продукции и рентабельности производства.