Классовый и социальный подходы к пониманию сущности права.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких подходах.
1) Нормативный подход: Право – это система общеобязательных формально определенных норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общественные отношения.
2) Философский подход: Право – это совокупность неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения.
3) Социологический подход: Право – это, то что установлено самим обществом, о только называет эти нормы.
Признаки права:
1) волевой хар-р – прежде всего гос-го выражения воли классов, соц. групп, элит, большинства членов общества.
2) общеобязательность, в чем выражается суверенитет а; нормативность права – состоит из норм, т.е. общих правил поведения;
3) связь с гос-м состоит в том, что право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;
4) формальная определенность права – заключается в том, что нормы права имеют письменную форму, четко объективны, точно определены, воплощены вовне;
5) системность права проявлялась в том что оно представляет собой внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место, где юр. предписания взаимосвязаны, группируются по отраслям и институтам. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности права.
Классовый подход в понимании сущности правахарактерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.
Иного, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются так называемые немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие.
Они по-разному определяют сущность права – как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. – но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.
Сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права), как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом
Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.
В юр. лит-ре сложилось 2 главных подхода к определению сущности права:
1) право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения, подавления;
2) право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Сущность права содержит 2 стороны:- общесоциальную (право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов и взаимных уступок) и классовую (это воля господствующего класса).
Сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос-м принуждением