КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
ТЕСТЫ
Стоимость денег
Количество денег, необходимых для обращения
Денежная масса
Виды современных безналичных денег
Кредитные карточки– денежный документ, удостоверяющий наличие счета у её держателя, замещающий наличные деньги и чеки, а также позволяющий владельцу получать в банке краткосрочную ссуду.
Электронные деньги – деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства, позволяющего переводить деньги, осуществлять кредитные и платежные операции посредством передачи электронного сигнала без участия бумажных носителей.
Совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения и накопления, образует денежную массу. При этом все денежные средства в зависимости от присущего им уровня ликвидности, объединяются в денежные агрегаты. Агрегат с более высокой степенью ликвидности входит составной частью в агрегат с более низким уровнем ликвидности.
M = pQ / V,
где М – количество денег, необходимых для обращения (или денежная масса);
р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);
Q – реальный объем национального производства;
V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг).
Стоимость современных денег – это их покупательная способность, т.е. количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную единицу.
Стоимость денег находится в обратной зависимости от количества денег в обращении. Чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.
1. Одним из условий возникновения товарного производства является:
а) естественное разделение труда;
б) частная собственность на результаты производства;
в) открытие месторождений золота;
г) производство для собственного потребления.
2. Основное отличие простого товарного производства от развитого состоит в:
а) наличии частной собственности;
б) соединении в одном лице собственника факторов производства и непосредственного производителя;
в) использовании наемного труда;
г) наличии внешних потребителей созданных материальных благ и услуг.
3. По мере увеличения количества экономических благ совокупная полезность:
а) падает;
б) возрастает увеличивающимися темпами;
в) сначала возрастает, затем падает;
г) возрастает замедляющимися темпами.
4. Цена товара согласно рыночной теории цен – это:
а) объективная оценка полезности товара;
б) меновая пропорция обмена;
в) денежное выражение стоимости товара;
г) субъективная оценка полезности товара покупателем;
5. Ликвидность – это:
а) возможность моментальной реализации актива;
б) возможность использования актива для измерения уровня цен;
в) способность актива приносить доход;
г) возможность использовать активы в качестве платежного средства.
6. При соизмерении цен товаров деньги выполняют функцию:
а) средства обращения;
б) средства сбережения;
в) меры стоимости;
г) образования капитала.
7. Банкноты – это:
а) долговые обязательства коммерческих банков;
б) долговые обязательства центрального государственного банка;
в) государственные ценные бумаги;
г) казначейские билеты.
8. Реальная ценность денег определяется:
а) объемом денежной массы;
б) номинальной стоимостью денег;
в) покупательной способностью денег;
г) уровнем среднедушевого дохода в стране.
Конкуренция(от лат. конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.
Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.
Функции конкуренции:
- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;
- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;
- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
- установление равновесной рыночной цены.