КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

ТЕСТЫ

Стоимость денег

Количество денег, необходимых для обращения

Денежная масса

Виды современных безналичных денег

Кредитные карточки– денежный документ, удостоверяющий наличие счета у её держателя, замещающий наличные деньги и чеки, а также позволяющий владельцу получать в банке краткосрочную ссуду.

Электронные деньги – деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства, позволяющего переводить деньги, осуществлять кредитные и платежные операции посредством передачи электронного сигнала без участия бумажных носителей.

 

Совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения и накопления, образует денежную массу. При этом все денежные средства в зависимости от присущего им уровня ликвидности, объединяются в денежные агрегаты. Агрегат с более высокой степенью ликвидности входит составной частью в агрегат с более низким уровнем ликвидности.

 

M = pQ / V,

где М – количество денег, необходимых для обращения (или денежная масса);

р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);

Q – реальный объем национального производства;

V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг).

 

Стоимость современных денег – это их покупательная способность, т.е. количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную единицу.

Стоимость денег находится в обратной зависимости от количества денег в обращении. Чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.

 

1. Одним из условий возникновения товарного производства является:

а) естественное разделение труда;

б) частная собственность на результаты производства;

в) открытие месторождений золота;

г) производство для собственного потребления.

 

2. Основное отличие простого товарного производства от развитого состоит в:

а) наличии частной собственности;

б) соединении в одном лице собственника факторов производства и непосредственного производителя;

в) использовании наемного труда;

г) наличии внешних потребителей созданных материальных благ и услуг.

 

3. По мере увеличения количества экономических благ совокупная полезность:

а) падает;

б) возрастает увеличивающимися темпами;

в) сначала возрастает, затем падает;

г) возрастает замедляющимися темпами.

 

4. Цена товара согласно рыночной теории цен – это:

а) объективная оценка полезности товара;

б) меновая пропорция обмена;

в) денежное выражение стоимости товара;

г) субъективная оценка полезности товара покупателем;

 

5. Ликвидность – это:

а) возможность моментальной реализации актива;

б) возможность использования актива для измерения уровня цен;

в) способность актива приносить доход;

г) возможность использовать активы в качестве платежного средства.

 

6. При соизмерении цен товаров деньги выполняют функцию:

а) средства обращения;

б) средства сбережения;

в) меры стоимости;

г) образования капитала.

 

7. Банкноты – это:

а) долговые обязательства коммерческих банков;

б) долговые обязательства центрального государственного банка;

в) государственные ценные бумаги;

г) казначейские билеты.

 

8. Реальная ценность денег определяется:

а) объемом денежной массы;

б) номинальной стоимостью денег;

в) покупательной способностью денег;

г) уровнем среднедушевого дохода в стране.

 

 

Конкуренция(от лат. конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

 

Функции конкуренции:

- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;

- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;

- установление равновесной рыночной цены.