Товарный знак

«В высшей степени прибыльной услугой, которую оказывают торговые марки, служит широковещательное рекламирование организаций и предприятий, направленное на повышение их репутации в глазах публики, а, в конечном счете, следовательно, на увеличение объема их продаж. Товарный знак называют «безмолвным продавцом», «витриной», но в действительности его громкий голос звучит повсюду в нашей торговой деятельности»(П.Брок, министр финансов в России в середине 19 века).

Термин «товарный знак» имеет немало достаточно распространенных синонимов, наиболее заметным среди которых является «торговая марка». Это название — результат аналогии с английским «trade mark». Несмотря на то, что на бытовом уровне синоним «торговая марка» используется очень часто, в российском законодательстве он не фигурирует. В нашей правовой системе существуют и охраняются с правовой точки зрения только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания».

Еще одним синонимом понятия «товарный знак» является слово «бренд».

Бренд — это маркетинговое понятие, которое не в состоянии в полной мере отразить суть термина «товарный знак». Таким образом, его использование в качестве синонима является не совсем корректным, даже несмотря на то, что знак обслуживания или товарный знак часто становятся основной составляющей понятия «бренд».

Классификация товарных знаков

Классификация товарных знаков осуществляется по различным признакам, положенным в основу: по объектам, информацию о которых они содержат; по форме представления информации; по виду собственности.

Товарные знаки делятся:

1. По объектам товарной информации:

- фирменные (обыкновенные и престижные);

- ассортиментные (видовые и марочные).

2. По форме представления информации:

- словесные;

- буквенные;

- цифровые;

- объемные;

- изобразительные;

- световые;

- комбинированные.

3. По виду собственности владельца:

- индивидуальные;

- коллективные.

Фирменные товарные знаки – знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров и услуг.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистом-дизайнером и регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом. При этом в Законе о товарных знаках не предусмотрена обязательная регистрация товарного знака.

 

Престижные фирменные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученных фирмой на международных, региональных и национальных выставках.

 

 

В некоторых зарубежных странах такие престижные знаки (эмблемы) присуждаются государственными или общественными органами в качестве специально утвержденного приза — премии. Фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на маркировке, а также на своих рекламных и деловых документах и материалах.

Знак Премии Короля Фредерика IX за достижения в экспорте (Дания)

 

 

Знак Королевской награды за экспортные достижения (Великобритания)

 

Основанием для присуждения премий-наград и престижных знаков являются значительные успехи в экспорте товаров и услуг и/или содействие экспорту национальных товаров в течение определенного срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает престиж своей страны, способствует стабильности ее экономики и обеспечению занятости населения, улучшает торговый баланс. В свою очередь, государственные и общественные органы, отмечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.

К престижным знакам можно отнести и медали, используемые как элемент производственной маркировки на этикетках марочных и коллекционных виноградных вин, водки и другой продукции, полученные изготовителем на международных выставках. Престижные знаки присваиваются и не подлежат регистрации в патентных органах.

Ассортиментные товарные знаки — знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а марочные — по торговой марке или наименованию.

Примером видового товарного знака могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта.

Примером видового ассортиментного знака может служить общепризнанное обозначение видов чая.

B (Broken) – брокен - среднелистовой ломаный чай.

ВОР (Broken Orange Pekoe) – брокен оранж пеко – среднелистовой чай высокого качества.

ВР1 (Broken Pekoe grade 1) – брокен пеко – среднелистовой чай с относительно крупными чаинками (видно, что это частички листьев).

BOPF (Broken Orange Pekoe Fannings) – среднелистовой чай с мелкими чаинками (похож на смесь из мелких частичек листьев и чайной пыли).

BPS (Broken Pekoe Sushong) – брокен пеко сушонг – среднелистовой чай низкого качества.

D (Dust) – даст, «мелкая пыль».

F или FNGS (Fannings) – фанингс, «отсев; средняя пыль».

FP (Flowery Pekoe) – флаури пеко – крупнолистовой чай, содержащий типсы.

FOP (Flowery Orange Pekoe) – флаури оранж пеко – крупнолистовой чай высокого качества с большим количеством типсов (чайных почек).

L.L.(Long Leaf) - лонг лиф - длиннолистовой чай.

OP (Orange Pekoe) – оранж пеко – крупнолистовой чай высокого качества.

PS (Pekoe Sushong) – пеко сушонг – крупнолистовой чай невысокого качества.

P (Pekoe) – пеко – это европейский вариант прочтения китайского «бай-хоа» («белые реснички»). Байховый – это верхушечный чай из целых листьев.

PD (Pekoe Dust) или PF (Pekoe Fannings) – пеко даст, пеко фанингс, «крупная пыль».

Элитные сорта имеют также следующие обозначения:

GFOP (Golden Flowery Orange Pekoe).

TGFOP (Tippy Golden Flowery Orange Pekoe).

TGFOP1 (Tippy Golden Flowery Orange Pekoe grade 1).

TGFOP2 (Tippy Golden Flowery Orange Pekoe grade 2).

FTGFOP (Fancy (or Fine) Tippy Golden Flowery Orange Pekoe).

SFTGFOP (Super-Fine (Fancy) Tippy Golden Flowery Orange Pekoe.

Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще — в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая марка — имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

Многие марочные товары неизбежно ассоциируются у потребителя с марочными знаками: шоколад Вдохновение, Сказки Пушкина

.

 

 

По форме выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными, звуковыми, световыми, обонятельными и другими обозначениями. Большинство отечественных товарных знаков - изобразительные. К ним относятся обозначения в виде значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, всевозможных предметов и т.п. Во всем мире фирмы используют в заявляемых знаках изображения достопримечательностей и архитектурных ансамблей своих стран, например в Китае для маркировки фруктов изображение Великой китайской стены, Французскими фирмами - изображения Эйфелевой башни. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы.

В Пермском крае всем известны следующие изобразительные товарные знаки:

 

Мясоперерабатывающий завод Телец

 

 

 

«Планета СВЕТ»

 

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Именно словесные товарные знаки занимают в настоящее время, лидирующее положение. Словесные товарные знаки чрезвычайно разнообразны. В последнее время все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. Самыми эффективными отличительными свойствами обладают причудливые фирменные знаки. Это «придуманные» слова или символы, созданные или выбранные с единственной целью использовать их в качестве фирменного знака. Например, «Эксон»-бензин, «Кодак»-фототовары, и т.д.

Пермякам хорошо известны такие словесные знаки как «Амкар», «Камва», «Урал ФД» «Маугли»

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы объемные обозначения. К объемным относятся трехмерные объекты, фигуры и комби­нации линий, фигур. Далеко не во всех странах охраняются объемные знаки. К объемным знакам отнесены формы самих товаров или их упаковки.

Примеры объемных товарных знаков - оригинальные флаконы для духов известных фирм, бутылки для напитков, рекламные куклы и т.д.

 

 

Эмблема Mercedes-Benz

Бутылка минеральной воды

Оригинальная бутылка масла Идеал

Оригинальный флакон духов

 

 

 

 

 

Знак компьютерного супермаркета

 

К звуковым обозначениям относятся звуки, такие как фрагменты музыкальных произведений, всевозможных бытовых, промышленных, природных и других шумов и их сочетания. В качестве звуковых товарных знаков регистрируются, как правило, озвученные слоганы фирм, позывные и заставки радиостанций, радиопрограмм и телепередач.

Примером звукового товарного знака может быть композиция, принадлежащая Twentieth Century Fox Film Corporation, мелодия Кока-Колы, звуковые сигналы радиостанций и т.д.

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют друг друга. Например, такой известный в нашей стране товарный знак как «Пума» или в качестве комбинированного товарного знака этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка косолапый».

 

Закон о товарных знаках России дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков «другие обозначения». Указанная формулировка имеет в виду так называемые «особые или экзотические» знаки, к которым мировая практика относит обозначения, предстазначения». Указанная формулировка имеет в виду так называемые «особые или экзотические» знаки, к которым мировая практика относит обозначения, представленные с самых необычных формах и выражениях. Это - цветовые, звуковые, обонятельные, движущиеся и другие обозначения.

В зависимости от количества владельцев товарный знак может быть индивидуальным и коллективным.

Как правило, товарные знаки регистрируются на одно лицо – юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Однако некоторые товарные знаки используются группой производителей и призваны индивидуализировать производимый всеми ими товар (т.н. коллективные знаки) или предназначены для указания на особые характеристики товаров, которые изготавливаются разными производителями (т.н. сертификационные знаки).

Коллективный товарный знак - товарный знак, зарегистрированный на объединение лиц и предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

 

 

Товарный знак Ассоциации «Табакпром» для табачных изделий

 

Товарный знак Ассоциации «Грузинское Стекло и Минеральные Воды» для минеральной воды

 

Сертификационный товарный знак - товарный знак, используемый для сертификации определенных характеристик товара и/или услуги, и зарегистрированный на лицо, проводящее такую сертификацию

Товарный знак для мясной продукции

 

Товарный знак для изделий из хлопка

 

Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.

В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение буквенные сочетания «ТM» (сокращение от trademark), «SM» (сокращение от service mark), а также слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак», «Marque deposee», «Marca registrada».

Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.

В Российской Федерации правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку (знак охраны) в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.

(см.в конце Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4

§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания