Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога

 

Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной дея­тельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как сред­ство манипулятивного воздействия на личность учащегося.

Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в об­щении. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении.

Психо-эмоциональные основания общения, возрастные, половые, психиче­ские характеристики личности. Экстравертность и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип лично­сти и его влияние на характер межличностного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении.

Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма пе­дагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения. «Секреты» и «тайны» общения.

Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в про­блемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной ре­альности: профессиональная готовность педагога.

Тема 9. Этикет в профессиональной культуре педагога

 

Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внут­ренней культуры личности. Этика и этикет. Условно-согласительный характер этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества.

Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.

Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Приветствия, обращение, знакомство. Манеры, жесты, мимика, позы.

Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой этикет. Этикет ведения беседы. Этикет телефонного общения.

Простейшие правила поведения в общественных местах:, на улице, в транспор­те, кино, театре, дискотеке; в деловой обстановке — на занятиях и на работе.

Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Официальные прие­мы: организация и проведение. Правила поведения в ресторане и в гостях. Эти­кет застолья. Культура в одежде.

Планы семинарских занятий