ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Считаете ли Вы необходимым отстаивать свои убеждения в общении с учениками? Готовы ли Вы менять свои взгляды с течением времени или счи­таете это безнравственным?

2. Допустим, Вы — человек твердых политических убеждений, приверженец коммунистических (демократических, либерально-демократических, БНФ-овских или других) идеалов. В Вашем 9-м классе начинается жаркий спор о том, «кто лучше». Вы:

• сделаете вид, что Вас это не касается;

• выскажете свою точку зрения;

• будете отстаивать ее правомерность;

• поступите каким-либо другим образом?

3. Во время урока Ваши ученики-третьеклассники спрашивают: «А кто такие «голубые»?» Вы:

• делаете вид, что не слышали вопроса;

• говорите: «Сядь и не задавай глупых вопросов»;

• подробно объясняете все, что Вы знаете о «голубых»;

• поступите каким-либо другим образом?

4. Обсудите вопрос о барьерах общения педагога и учащегося. Какие еще « барьеры Вы могли бы назвать?

5. Ваше отношение к проблеме дистанции в общении между педагогом и учащимися: нужна ли такая дистанция? В чем она должна проявляться?

6. В чем и как должно проявляться уважение к личности учащегося? Какие формы унижения личности знакомы Вам по собственному опыту?

7. Как Вы относитесь к проблеме внутреннего и внешнего имиджа педаго­га? Есть ли у Вас собственное представление о себе самом в роли учителя?

8. Имеет ли право учитель на плохое настроение? Постоянно «ясное» выра­жение лица — это: притворство, двуличие, неискренность или профессиональная необходимость?

9. Выскажите Ваше отношение к понятию «эффективный учитель». Что Вы думаете по поводу «Я-концепции» в профессиональной деятельности педагога?

Глава 4