ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Считаете ли Вы необходимым отстаивать свои убеждения в общении с учениками? Готовы ли Вы менять свои взгляды с течением времени или считаете это безнравственным?
2. Допустим, Вы — человек твердых политических убеждений, приверженец коммунистических (демократических, либерально-демократических, БНФ-овских или других) идеалов. В Вашем 9-м классе начинается жаркий спор о том, «кто лучше». Вы:
• сделаете вид, что Вас это не касается;
• выскажете свою точку зрения;
• будете отстаивать ее правомерность;
• поступите каким-либо другим образом?
3. Во время урока Ваши ученики-третьеклассники спрашивают: «А кто такие «голубые»?» Вы:
• делаете вид, что не слышали вопроса;
• говорите: «Сядь и не задавай глупых вопросов»;
• подробно объясняете все, что Вы знаете о «голубых»;
• поступите каким-либо другим образом?
4. Обсудите вопрос о барьерах общения педагога и учащегося. Какие еще « барьеры Вы могли бы назвать?
5. Ваше отношение к проблеме дистанции в общении между педагогом и учащимися: нужна ли такая дистанция? В чем она должна проявляться?
6. В чем и как должно проявляться уважение к личности учащегося? Какие формы унижения личности знакомы Вам по собственному опыту?
7. Как Вы относитесь к проблеме внутреннего и внешнего имиджа педагога? Есть ли у Вас собственное представление о себе самом в роли учителя?
8. Имеет ли право учитель на плохое настроение? Постоянно «ясное» выражение лица — это: притворство, двуличие, неискренность или профессиональная необходимость?
9. Выскажите Ваше отношение к понятию «эффективный учитель». Что Вы думаете по поводу «Я-концепции» в профессиональной деятельности педагога?
Глава 4