Тема 1.2 Законодательство РФ о налогах и сборах
Классификация налогов
Налоговая система включает различные виды налогов. Наиболее важными в современной теории и практике налогообложения являются следующие основания классификации налогов:
- по способу взимания налогов;
- по субъекту-налогоплательщику;
- по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
- по порядку введения налога;
- по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
- по целевой направленности введения налога.
По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков (юридических и физических лиц):
- налоги на доходы граждан;
- налоги на доходы предприятий;
- налоги на собственность;
- единый социальный налог.
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, взимаемые путем включения в цену товара и тариф. Это НДС, акциз, таможенные пошлины.
По субъекту-налогоплательщику налоги делятся на налоги с физических лиц, с предприятий и организаций и смешанные:
- налоги с физических лиц – налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.
- налоги с предприятий и организаций – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество организаций и др. Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения;
- смешанные налоги – налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации – госпошлина, некоторые таможенные пошлины и др.
По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги.
Этот вид налогообложения включает:
- федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяется законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др.
- региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации. Региональными являются следующие налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на игорный бизнес.
- местные налоги. Механизм их исчисления и взимания вводится районными и городскими органами в соответствии с законодательством России. К таковым, в частности, относятся – налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и др.
По порядку введения налога. По этому признаку можно выделить налоги обязательные и факультативные:
- общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, также налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и пр.;
- факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами субъектов Федерации. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие:
1. закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд;
- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству, например, налог на прибыль.
По целевой направленности введения налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые – абстрактные (общие) вводятся государством для формирования бюджета в целом, целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало этому положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы».
Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения.
Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны – Конституцией РФ,
К компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст.71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст.75). Президент РФ обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст.84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы, и с этого момента они подлежат исполнению.
Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой системой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений.
Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах в РФ представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регламентируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на:
- акты органов исполнительной власти;
- акты органов местного самоуправления;
- акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.
ФНС РФ, Минфин России, ГТК РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:
- издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;
- изменяют определенное НК РФ содержание обязанностей участников налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
- запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
- запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
- разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
- изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
- изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
- иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
Отмеченные положения распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.