Ответственность за нарушение налогового законодательства.

05.03.13

26.02.13

Налоговая система: её элементы и характеристика.

Налоговая система любого государства призвана обеспечить его финансовыми ресурсами необходимыми для решения экономических, социальных и других задач и функций.

Кроме того посредством налогов, льгот и санкций государство воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и физических лиц, создавая равные условия всем участникам воспроизводственного процесса.

Налоговая система РФ сформировалась к началу 92 года. Основополагающим документом по формированию и развитию налоговой системы является закон РСФСР «Об основах налоговой системы РСФСР».

Налоговая система современной России.

Налоги и сборы.

Налоговое законодательство Принципы налоговых отношений Участники налоговых отношений (статьи 19-32 часть I НК РФ) Основания для установления налогов и сборов Налоговое администрирование (статьи 80-140 НК РФ)  
Федеральные нормативно-правовые акты (НПА) 1. Экономические Налогоплательщики Объект налогообложения    
2. Юридические (правовые) Налоговые агенты Налоговая база  
Налоговые органы Налоговый период  
Налоговая ставка  
Порядок исчисления налога  
Региональные нормотивно-правовые акты 3. Организационные Другие участники  
Порядок и сроки уплаты налогов  
   
Решения местных органов власти.  
Международные договоры и соглашения (НК РФ статьи 1,4,5,7)  

 

Принципы налогообложения это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

I. Экономические принципы. Впервые были сформулированы А. Смитом в 1776 году. В настоящие время эти принципы приобрели современную окраску и получили дальнейшее развитие.

1. Принцип справедливости – каждый должен принимать участие в финансирование расходов государства, соразмерно своим доходам поступления.

Центральные идеи этого принципа: а) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика. б) тот кто получает больше благ от государства должен платить большую сумму налогов.

2. Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщиков и государства.

3. Принцип учета интереса налогоплательщика. Основан на 2ух идеях А.Смита:

1)Принцип определенности ( т.е сумма способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику)

2) Принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом который наиболее удобен для налогоплательщика)

4. Принцип экономичности. Его суть: необходимо сокращать издержки взимания налогов. Этот принцип означает что сумма сборов по отдельным налогам не должна превышать затраты на его обслуживание

II. Юридические (правовые) принципы налогообложения. Это общие и специальные принципы налогового права.

1. Принцип нейтральности ( т.е равного налогового бремени). Этот принцип предусматривает общую обязательность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом.

2. Принцип законодательного установления налога. Его суть: устанавливать налоги должны органы представительной власти посредством принятия соответствующих законов.

3. Принцип приоритета налоговых законов над вне налоговыми . Этот принцип означает что в случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства.

4. Принцип отрицания обратной силы налогового закона. Означает что принятый закон, приводящий к изменению порядка исчисления и уплаты налога не распространяется на отношения возникшие до его принятия.

5. Принцип наличия в законе существенных элементов налога. Означает что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

6. Принцип сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений. Этот принцип предполагает неравенство сторон ( государство и налогоплательщик) правового регулирования налоговых отношений и при применение налогового законодательства, это неравенство проявляется в подчиненности налогоплательщика государству при взыскании недоимок и штрафов связанных с нарушением налогового законодательства и при возврате излишне уплаченных налогов.

III. Организационные принципы. Это положения на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие её структурных элементов.

1. Принцип единства налоговой системы. Означает что не допускается установление налогов ограничивающих свободное перемещение товара и денежных средств в пределах страны, а так же в ведение региональных налогов позволяющих пополнять бюджеты одних территорий за счет других.

2. Принцип подвижности (эластичности). Означает что налоговая нагрузка и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными потребностями государства.

3. Принцип стабильности налоговой системы. Означает что налоговая система должна функционировать без существенных изменений на протяжении длительного периода времени.

4. Принцип множественности налогов. Проявляется в том что любая налоговая система эффективна в том случае если основывается на множественности налогов . Это обусловливается необходимостью перераспределения налогового бремени среди налогоплательщиков; при едином налоге нарушаются принцип эластичности налоговой системы; при соблюдение принципа множественности налогов реализуется возможности взаимодополняемости налогов: искусственная минимизация одного налога неизбежно вызывает увеличение других налогов

5. Принцип исчерпывающего перечня налогов. Он означает запрет на введение дополнительных налогов региональными или (и) местными органами власти.

 

Участники налоговых отношений:

1. Налогоплательщики – это юридические и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Они являются субъектом налога.

Особое внимание в НК РФ отводится взаимозависимым лицам ( это организация или физические лица отношение между которыми могут влиять на условия или экономический результат их деятельности (статья 20 НК РФ)

В НК РФ выделяется 3 аспекта взаимозависимости:

1. Если доля участия одной организации в другой прямо или косвенно превышает 20%.

2. Если одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению (начальник и подчиненный).

3. Лица состоят в брачных отношениях или отношениях родства (близкие родственники).

В настоящие время особое значение приобретают крупнейшие налоговые плательщики и консолидированные группы налогоплательщиков.

2. Налоговые агенты - лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию суммы налога у налогоплательщика и перечислению её в бюджет ( НДФЛ, НДС и налог на прибыль (ст. 24 НК РФ)).

3. Налоговые органы: федеральная налоговая служба (ФНС), территориальные налоговые инспекции и межрегиональные и межрайонные инспекции.

return false">ссылка скрыта

Налоговые органы выполняют ряд функций:

1) Учет регистрации налогоплательщиков

2) Лицензирование

3) Предоставление информации о действующих налогах и сборах

4) Контрольная функция проявляется в проведение выездных камеральных налоговых проверок.

 

Налоговое администрирование представляет собой систему управление государством налоговыми отношениями т.е предметом налогового администрирования является налоговые отношения.

Налоговое администрирование рассматривается с 2ух позиций:

1. Эта система органов управления (законодательная и административные налоговые органы). В их обязанности входит процедурное обеспеченье реализации налоговой концепции на очередной плановой период а так же составление отчетов об исполнение бюджета в части поступление налоговых платежей и анализ данного процесса.

2. Налоговое администрирование как совокупность норм и правил, регламентирующих действия участников налоговых отношений, в том числе ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговое администрирование это наиболее социально выраженная сфера управленческих действий.

Недостатки налогового администрирования приводят к сокращению налоговых поступлений в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, способны нарушить баланс межбюджетных отношений и как следствие спровоцировать социальную напряженность в обществе.

Между налоговым правоотношением, системой управления налогообложения и его методологией существует жесткая причинно-следственная связь, это должно учитываться при организации системы управления налогообложения.

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специальные органы (ФНС, Минфин) в него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, органы судебной системы и общественной организации.

Перед налоговым администрированием стоят следующие задачи:

1) Прогнозирование объемов налоговых поступлений на определенную перспективу на основе прогнозных расчетов доходности организации, отраслей и экономики в целом.

2) Разработка новых концепций в сфере налогового производства, способствующих развитию бизнеса без ущерба государственных социальных программ.

3) Составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе внешней экономической деятельности.

Налоговое администрирование реализуется при помощи специфических форм и методов:

1. Налоговое планирование реализуется при помощи следующих форм:

a) Тактическое (текущие) налоговое планирование.

b) Стратегическое налоговое планирование (прогнозирование)

Налоговое планирование осуществляется посредством:

1) Оценки налогового потенциала региона

2) Прогнозирования объемов налоговых поступлений

3) Подготовки и утверждение бюджетов в части налоговых доходов.

4) Разработки контрольных заданий

5) Определения, распределения ставок и льгот по налогам относящимся к разным формам бюджетной системы

2. Налоговое регулирование проявляется как система налогового стимулирования.

Формы реализации:

1) Изменение сроков уплаты налога

2) Предоставление отсрочки или рассрочки налоговых платежей

3) Оптимизация налоговых ставок

4) Разработка системы налоговых льгот

5) Разработка системы санкций: финансовые, административные и уголовные

3. Налоговый контроль

Формы:

1) Регистрация и учет налогоплательщика

2) Прием и обработка отчетности

3) Учет поступлений налоговых платежей и начисленных сумм налога

4) Контроль за своевременным поступлением платежей

5) Налоговые проверки

 

Традиционно в системе юридической ответственности выделяются следующие её виды:

1) Административная

2) Уголовная

3) Гражданско-правовая

4) Дисциплинарная

5) Материальная

Налоговая ответственность обладает признаками нескольких видов юридической ответственности.

Порядок привлечения к налоговой ответственности регулируется НК РФ.

В ст.106 определено понятие налогового правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершения налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с 16 летнего возраста.

Одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов является пеня (ст.75 НК РФ)