Тема 2. Налоговая политика государства.
Классификация налогов.
Вопрос 5
Классификацией налогов называют их группировку по какому -либо признаку, например:
1. По механизму формирования: прямые и косвенные;
К прямым налогам относятся налоги на доходы и имущество, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физ.лиц, налог на доход организации. Эти налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги и операции с ними. В России это акцизы и НДС.
2. По объекту обложения: налоги с доходов (прибыль, з/п), налоги с имущества (предприятий и граждан), налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности.
3. По принадлежности к уровням управления, это классификация является главной в НК (ст.12) : федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы или налоги субъектов РФ, местные налоги.
В РФ федеральными налоговыми сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам в РФ относятся (ст13):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина
Региональными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядках и приделах, предусмотренных налоговым кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налога не установлены налоговым кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а так же налогоплательщики, определяются налоговым кодексом РФ.
К региональным налогам относится:
1) налог на имущество организации
2) налог на игорный бизнес
3) транспортный налог
Местные налоги - налоги, установленные НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налога не установлены налоговым кодексом. Иные элементы налогообложения, а также налогоплательщики определяются налоговым кодексов РФ.
К местным налогам относится :
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
4. По субъектам уплаты: физических лиц, юридических лиц и общее.
5. По методу обложения или в зависимости от ставки различают: прогрессивное, регрессивное, пропорциональное, линейное, ступенчатое и твердое.
Перечень налогов в РФ является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением федерального собрания РФ не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор) не предусмотренный перечнем. НК играет определяющую роль в установлении налогообложения:
1.федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть установлены или отменены только через НК РФ;
2.налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, не могут быть установлены.
19.02.13
Налоговая политика государства – представляет собой комплекс государственных мероприятий в области налогообложения, осуществляемых органами власти и управления, в соответствии с нормами налогового права.
Цель налоговой политики состоит в выработке и принятия управленческих решений в сфере налогообложения. Она может быть рассчитана на долгосрочных перспективах и на краткосрочный период.
В соответствии с этим различают : налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия- это форма прогнозирования развития налогообложения на краткосрочную перспективу при которой выявляются основные направления общественного развития.
При разработке налоговой стратегии, государство решает следующие задачи:
1. Экономические задачи. Они состоят в обеспечении динамичного экономического роста, в ослаблении цикличности экономики, в устранение диспропорций общественного производства и преодоления инфляционных процессов.
2. Социальные задачи (задачи социального плана). Которые заключаются в перераспределение доходов в интересах определенных социальных групп, посредством стимулирование увеличение прибыли организации и повышение уровня жизни населения.
3. Фискальная задача. Её суть заключается в увеличение доходов государства, увеличение доходов и доходной части бюджета государства.
4. Международная задача. Которая состоит в укрепление экономических связей с другими государствами и преодоления неблагоприятных тенденций платежного баланса страны.
Налоговая тактика представляет собой совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при формирование налоговой политики на краткосрочный период.
Налоговая тактика реализуется посредством функционирования налогового механизма. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложения. Основанных на таких инструментах налогообложения как:
- Налоговые льготы
- налоговые ставки
- способы исчисления налога
- и т.д
Налоговая политики ведущих стран мира в настоящее время, опирается на концепцию экономики предложения. Главный теоретический постулат экономики предложения отражает кривая Лаффера
Доходы бюджета |
Кривая Лаффера отражает и устанавливает взаимосвязь между величиной налоговых поступлений в государственный бюджет, налоговыми ставками и уровнем национального производства.
налоговые ставки
Согласно теории Лаффера, повышение ставок налога выше определенного уровня (от 20 до 40%- оптимальный уровень налогообложения) будет способствовать сокращению налоговых поступлений в бюджет за счет уменьшение налоговой базы налогоплательщика в результате лишения стимула предпринимательской деятельности.
После достижения критической величины оптимальной ставки налогообложения события может развиваться по 2 сценариям:
1. Резкое падение деловой активности бизнеса, вплоть до его закрытия
2. Массовое уклонение от налогов и преобладание теневого бизнеса