Частная теория налогов.

Вопрос

Вопрос

Категория «налог» представляет собой не только экономическое но и философское , а так же правовое понятие

Первое упоминание о налогах содержится в трактатах античных ученых. Их мнение относительно сущности налогов были полярными, часть философов трактовали налоги как общественно необходимые и полезные явления.

Аквинский рассматривает налоги иначе, как дозволенную форму грабежа. Это объясняется тем, что известные античным философам, форма поступления налога в бюджет были варварскими.

Налоги связанные с возникновение государства.

Наиболее ранний этап развития налогообложения это древний мир и средние века, характеризующийся неорганизацией этого процесса , а так же случайным характером.

Налоги в то время существовали в виде бессистемных платежей преимущественно в натуральной форме .

По мере развития товарно-денежных отношений налоги стали преобразовываться в денежную форму.

В Европе до 17 века система налогообложения отсутствовала. К концу 17 века налоги становятся основным источником бюджета в большинстве европейских государств . В этот период появляются системы налогообложения, основаны на сочетании прямых и косвенных налогах.

С 18 века в Европе появляются теории налогообложения, которые создали основу для развития и управления системы налогообложения.

Третий период развития связан с восстановлением научно-теоретических воззрений на природу налогообложения

После первой мировой войны , на основе научно-обоснованных концепций налогообложения, в большинстве развитых стран проведены налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы.

Современный период развития системы налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 80-е гг. ХХ в. получила распространение бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления в бюджет это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы.

Реформирование современной системы налогообложения основывается на совершенстве прямых и косвенных налогов как факторов стимулирующие деловую активность.

Налог;

1. – это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты.

2. – это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд.

3. – это обязательное и безвозмездное изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов.

4. – это , индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога:

а) Налоги это всегда денежные отношения.

б) Императивность это означает то, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд.

в) Смены формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (организации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд в котором денежные средства обезличиваются. Поэтому налоги не имеют целевого характера в отличие от сбора

г) Безвозмездность , безвозвратность.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений

Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика. Государственная пошлина уплачивается например за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких-либо свидетельств, данных и т.д. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через таможенную границу.

Прямые налоги – налог на прибыль, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества с физических и юридических лиц. Эти налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги – на товары и услуги и операции с ними, НДС, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Налоговая теория– это система научных знаний по содержанию и природе налога их роли в жизни общества.

Налоговая теория представляет собой модели построение налоговых систем государства с различной степенью обобщения , различные обобщенные разработки (общая теория налогов) и исследования по отдельным вопросам налогообложения ( частная теория налогов).

Общая теория налогов отражает назначение налогообложение в целом.

1. Теория обмена — средние века. Основывается на возмездном характере налогообложения. Ее суть такова: через уплату налогов граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка внутри страны и т.д. Разновидностью этой теории является Атомистическая теория.

Атомистическая теория — согласно которой налог – это результат договора между сторонами по которому поданный платит государству за различные услуги.

Представители: Себастьян Ле Пьер Вобан (1633—1707) — теория общественного договора, Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — теория публичного договора, Томас Гоббс (1588—1679), Вольтер (1694—1778), Опоре Мирабо (1749—1791), Уильям Петти (1623—1687)

2. Теория наслаждения 1 половина 19 века. Согласно ей налоги – это цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д.

Представители: Жан Симонд де Сисмонди (1773— 1842).

3. Теория налога как страховой премии 1 половина 19 века. Она рассматривает налоги — это страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д.

Представители: Адольф Тьер (1797—1877) во Франции и Джон Рамсей Мак-Куллох (1789— 1864) в Англии

4. Классическая теория 2 половина 18 века. Она рассматривается налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать расходы правительства на содержание государственного аппарата. Пошлины и сборы нерассматриваются в качестве платежей.

Представители:А. Смит, Д. Рикардо (1772— 1823), Дж. Ст. Милль (1773-1836), Ж.Б. Сей (1767-1832) и др.

5. Кеинсианская теория начало 20 века. Налоги – это главный рычаг регулирования экономики. В таких условиях большие сбережения мешают экономическому росту, т.к. они не вкладываются в производство и представляют пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов

Представители: Дж. Кейнс

6. Монетаристская теория 50ые годы 20 века. Она основана на оценки денежного обращения, налоги на ряду с другими компонентами воздействуют на обращение, способствуя изъятию излишнего количества денег, тем самым снижая количество неблагоприятных факторов развития экономики.

Представители: М. Фридмена (1912).

7. Теория экономики предложения 80ые годы 20 века.

Налоги - один из важнейших факторов человеческого развития и регулирования. Снижение налоговой нагрузки приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Представители: М. Берне, Г. Стайн, А. Лэффер, М. Уэйденбаум.

8. Неокейнсианскаятеория развивается английскими экономистами И. Фишером и Н. Калдором. По их мнению, центр тяжести налогообложения должен лежать в области потребления, отсюда — идея усиления косвенных налогов. Тогда деньги, предназначенные на покупку потребительских товаров, будут направлены либо в инвестиции, либо в сбережения.

Н. Калдор считал, что налог на потребление по прогрессивным ставкам с применением льгот для определенных видов товаров более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

Представители: И. Фишер и Н. Калдор.

9. Неоклассическая теория налогов, основанная на преимуществе свободной конкуренции. Согласно этой теории государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без вмешательства извне достичь экономического равновесия. Государственное вмешательство нужно для того, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции.

Представители: Дж. Mид (1907)

1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. В ранние периоды развития европейкой цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломит сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные аналоги являются вредными так как они ухудшают положение народа.

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откуп не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

2. Теория единого налога. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи (лекарство) от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.

Единый налог – это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения, на один из источников доходов. Поэтому единый налог вводится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимания множества отдельных налогов. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагалась земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

В XIX в. американский экономист Генри Джордж (англ. George Henry, 1839-1897)выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира».

Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что, каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, теме не менее следует признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль.

3. Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения Поскольку налог всегда есть ущемление и изъятие собственности, любая налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку. Согласно идеи пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика, независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.

В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Считалось, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. Сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов.

4. Теория переложения налогов. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.