Понятие, признаки налога и его виды

Москва 2009

УТВЕРЖДАЮ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заключение.

 

Предприятия химической отрасли впервые за последние 10 лет стали вкладывать значительные средства в научные разработки. Ученые предлагают новые виды сырья с улучшенными свойствами и новые рецептуры (формулы) товаров бытовой химии. Прорыв на российский рынок импортных товаров бытовой химии, который был осуществлен крупными зарубежными производителями в середине 90-х годов, сфор­мировал у населения новые потребности. Большинство отечественных разработок средств бытовой химии удовлетворить эти потреб­ности не могут. Поэтому необходима активизация научных иссле­дований в области создания бытовых химических препаратов.

 

Характерной особенностью современного рынка химических товаров является организация и проведение большого числа спе­циализированных выставок. Они служат прямому обмену инфор­мацией всех сторон, участвующих в химическом бизнесе, - про­изводителей сырья, упаковки, оборудования, готовой продукции, представителей оптовых фирм, в том числе товароведов, марке­тологов, коммерсантов. Были проведены такие выставки, как «Ин-дустрия чистоты», «Химэкспо», «Химиндустрия», «Бытхим», «Быт-химэкспо», «Интерлакокраска», «Бытовая химия и услуги». Спе­циализированные выставки проводятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих региональных центрах.

 

Положительно можно оценить создание специализированного информационно-аналитического журнала «Бытовая химия» (уч­редитель и издатель - НПАО «Росса», Пермь).

 

Используемая литература.

 

Паршикова В.Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических това­ров: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Валенти­на Никитична Паршикова. - Издательский центр «Акаде­мия», 2005. - 224 с. ISBN 5-7695-1975-4

 

Кафедра Административного права

Начальник кафедры

административного права

полковник милиции

С.Н. Бочаров

Дисциплина: «Налоговое право»

Фондовая лекция

 

Тема № 2: «Понятие и элементы налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая система РФ»

 

 

Подготовил:

Доцент кафедры административного права,

кандидат экономических наук, доцент

майор милиции О.В. Курбатова

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

« »__________ 20__ г., протокол № __

Вопросы:

1. Понятие, признаки налога и его виды.

2. Система налогов и сборов в Российской Федерации.

3. Элементы налогообложения.

4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Налоговая декларация.

 

В настоящее время налоги являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.

В современных условиях налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, экономическую, контрольную [1], взаимосвязь которых делает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды для удовлетворения своих интересов и интересов общества, в том числе и для перераспределения части национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев общества.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Функция контроля, свойственная налогам, заключается в следующем. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Реализация контрольной функции государства в сфере налоговых отношений, вытекающей из обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы, обеспечивается установлением механизма налогообложения. В силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ст. ст. 15, 18 Конституции РФ механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Исходя из этого федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, в том числе определить систему налоговых органов, их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Одной из ключевых задач, влияющих на решение комплекса вопросов налогообложения, является определение термина «налог» и его основных юридических признаков.

Существует несколько определений налога, разработанных представителями как юридической, так и экономической науки.

Официальное (законодательное) определение налога дано в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В научной литературе выделяют ряд признаков, характеризующих содержание налога.[2]

1. Налог – вид платежа, закрепленный актом органа государственной власти. Отмечается, что право законодателя утверждать налог является выражением права народа соглашаться на уплату налога, что, однако, не означает необходимости одобрения таких выплат каждым конкретным членом общества, определенными группами, слоями. Так, во многих странах, существуют запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума. В России в п. 10 ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»[3] установлено, что на референдум не могут выноситься вопросы отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. В ранее действующей редакции указанного закона было прямое указание на то, что вопросы о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты не подлежат вынесению на референдум.

2. Односторонность обязанности по уплате налога. Основу этого признака составляет определенное направление движения средств - от плательщика к государству. То обстоятельство, что при уплате налога не возникает прямой выгоды или прямого преимущества для конкретного налогоплательщика, следует понимать в узком смысле, так как государство опосредованно предоставляет налогоплательщику широкий перечень благ, среди которых бесплатное образование, медицинское обслуживание, защита органами правопорядка и др.

3. Обязательный характер налога выражает императивную категоричность и характеризуется принуждением в силу закона. Этот признак налога лежит в основе закрепления конституционной обязанности каждого по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ). Обязательный характер налога предусматривает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме исключений, закрепленных в НК РФ (например, предоставление соответствующих льгот). Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о принудительном характере уплаты налогов.

В научной литературе высказывается мнение о том, что термин «обязательный» платеж присущ не только налогу, но и неналоговым обязательным платежам, к которым относят штрафы за налоговые или административные правонарушения, пени и др., в силу чего трудно отличить специфику налогового обязательного платежа от специфики неналоговых обязательных платежей. Кроме того, в штрафах есть обязательность в силу закона, сумма штрафов, также как и налоги, поступают в бюджет, и используются для финансирования бюджетных расходов. Различие штрафов и налогов заключается в их цели: целью штрафов является наказание, налогов – пополнение бюджета. Таким образом, признак «обязательный» присущ всем фискальным платежам, не носящим добровольный характер, т.е. является общим.[4]

Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог – церковный, установленный религиозными нормами, который обеспечивается моральным авторитетом соответствующих конфессий. В мусульманских странах (Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) религиозные налоговые нормы, санкционированные государством, становятся общегосударственными. В частности, такие платежи, как исламские налоги, взимаются в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, предоставление помощи бедным и т.д. Например, закят – налог в пользу неимущих мусульман – «очищает» богатство, с которого он уплачен.

4. Нецелевой характер налогового платежа означает перечисление его в фонды, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей. Данный признак основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов, что вытекает из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Это означает, что конкретные налоговые доходы не предназначаются заранее для обеспечения конкретных государственных нужд. Целевые налоги, имеющие некоторую содержательную направленность (например, единый социальный налог), не нарушают признака абстрактности налоговых платежей.

5. Безусловный характер налога означает, что его уплата не связана ни с какими встречными действиями государства. При этом необходимо четко разграничивать юридический факт как основание возникновения налогового правоотношения и объект налогообложения как основание возникновения налоговой обязанности.

6. Цель налогового платежа – финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования. Государство, для выполнения своих задач и функций по управлению обществом и обеспечению его жизнедеятельности, в лице соответствующих органов осуществляет планомерные целенаправленные действия, направленные на создание, распределение и использование фондов финансовых (денежных) ресурсов. Среди доходов государства, образующихся согласно п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ за счет налоговых и неналоговых видов доходов, ведущее положение занимает налоговый вид дохода, что обусловлено наличием числа налогов и величиной налоговых ставок, а также постоянством и стабильностью поступления денежных средств в бюджетную систему РФ.

7. Форма взимания налога с налогоплательщиков – отчуждение принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Взимание налогов в иной (неденежной) форме не допускается.

С понятием «налог» тесно связано понятие «сбор». В научной литературе ведется дискуссия по поводу определения данных категорий.[5]

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Конституция РФ и НК РФ понятием «сбор» охватывают как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (государственные, регистрационные, таможенные). Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам, что обусловлено следующими обстоятельствами.[6] Во-первых, наличием специальной цели и специальных интересов при уплате пошлины или сбора. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Во-вторых, пошлина или сбор взимаются в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Классификация налогов позволит лучше уяснить сущность этой категории.

По субъектам (налогоплательщикам) выделяют:

- налоги с организаций (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций);

- налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

- налоги, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами (водный налог, транспортный налог, земельный налог).

В зависимости от характера использования выделяют:

- налоги общего значения, которые зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям;

- целевые налоги, которые зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (транспортный налог, единый социальный налог).

По степени закрепленности за бюджетом выделяют:

- закрепленные налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов) (например, транспортный налог, земельный налог);

- регулирующие налоги – это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджет на очередной финансовый год (налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых).

В зависимости от формы возложения налогового бремени выделяют:

- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице (например, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций).

Прямые налоги в свою очередь делятся на:

а) личные налоги, которые уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли);

б) реальные налоги, которыми облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (например, недвижимой собственности). Реальными налогами облагается прежде всего имущество (от англ. real - имущество).

- косвенные налоги, которые включаются в цену товара или услуг, вследствие чего окончательным плательщиком таких налогов является потребитель товара (например, акцизы, налог на добавленную стоимость).

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов (с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления) выделяют:

- государственные (федеральные и региональные) налоги;

- местные налоги.

Указанные виды налогов более подробно будут рассмотрены при характеристике системы налогов и сборов в Российской Федерации.

Существуют и другие основания деления налогов на виды.