Учебный вопрос. Потребительские химические товары.

Классификация нефтепродуктов

Смеси различных типов нефти, поставляемые российскими предприятиями для экспорта, условно разделяют на четыре типа в зависимости от их физико-химических свойств, определяемых такими показателями, как плотность, фракционный состав, содержание серы, парафина и тяжелых металлов. По степени подготовки (обезвоживания, обессоливания) экспортную нефть делят на три группы: по содержанию воды, хлористых солей и механических примесей. Требования качеству российской экспортной нефти изложены в ТУ 39-1623-93

Качество нефти контролируется при ее перевалке в морских (речных) портах, пограничных пунктах сдачи, в прямой железнодорожной заадресовке на приемо-сдаточных пунктах, которые должны быть оснащены основными и резервными средствами измерений и другим технологическим оборудованием, обеспечивающим возможность контроля нефти по количеству и качеству.

Массу нефти измеряют, руководствуясь требованиями ГОСТ 26976 - 86 и инструкциями по учету нефти, утвержденными в установленном порядке (РД 39-0147103-343 - 89 и др.). При измерении массы нефти на узлах учета должно быть обеспечено одновременное измерение ее объема, температуры, плотности и давления.

В ТН ВЭД нефтепродукты в основном входят в товарную группу 27 и расположены в порядке увеличения пределов их выкипания (фракционного состава): легкие, средние и тяжелые дистилляты.

Ассортимент нефтеперерабатывающей промышленности насчи­тывает более 500 наименований газообразных, жидких и твердых нефтепродуктов в зависимости от их назначения.

Основную группу нефтепродуктов представляют различные виды топлива. Моторное топливо, применяемое в двигателях внут­реннего сгорания, составляет около 60 % объема всех нефтепро­дуктов. Моторное топливо - это светлые нефтепродукты, приме­няемые для сжигания в двигателях. В зависимости от типа двигате­ля используется топливо карбюраторное (бензин различных ма­рок и сортов), дизельное или реактивное.

Для эксплуатации транс­портных и стационарных тепловых установок, а также промыш­ленных печей используют котельное топливо.

К нему относят ма­зут различных марок, сланцевое масло, топливо печное бытовое. Все нефтяное топливо, кроме котельного, подвергается очистке.

Вторую по объему производства ассортиментную группу неф­тепродуктов составляют нефтяные масла.

Нефтяные растворители (нефрасы). Их применяют в различных отраслях промышленности для растворения органических соединений. Основной объем нефрасов поставляют для нужд отраслей промышленности, а также для обезжиривания металлических поверхностей. В зависимости от углеводородного состава растворителя, определяемого исходным сырьем и технологией получения, нефрасы подразделяют на группы. В обозначение растворителя входят следующие данные: сокращенное название нефрас, обозначение группы, номер подгруппы, пределы выкипания. За нижний предел выкипания принимают температуру начала кипения, за верхний - конечную температуру, установленную техническими требованиями на соответствующий продукт. Например, в коммерческих документах указано, что предметом сделки купли-продажи является нефрас П1-63/75. Следовательно, фактическими характеристиками товара являются: пределы выкипания - 63 - 75 °С, содержание ароматических углеводородов - от 0,1 до 0,5 %, основной углеводородный состав - парафиновые углеводороды нормального строения.

В настоящее время в технической и коммерческой документации на нефрасы можно встретить как новое обозначение, так и старое наименование растворителя. Некая система обозначения введена ГОСТ 26377 - 84. Приведем в качестве примера некоторые старые обозначения нефтяных растворителей и их новые наименования: бензин-растворитель для резиновой промышленности - нефрас С2-80/120, нефрас СЗ-80/120, бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (уайт-спирит) - нефрас С4-155/200, бензин-растворитель для лесохимической промышленности - нефрас СЗ-105/130 и др.

 

Моторный бензин предназначен для поршневых авиационных и автомобильных двигателей с принудительным воспламенением (от искры).В настоящее время вырабатывают авиационный бензин двух марок: Б-95/130 и Б-91/115 (ГОСТ 1012-72); числитель означает октановое число бензина по моторному методу, знаменатель - сортность на богатой смеси.

Авиационный бензин выпускают в этилированном виде с содержанием тетраэтилсвинца не более 3,1 г/кг. Для безопасности в обращении авиабензины маркируют специальными красителями.

Автомобильный бензин вырабатывают в довольно широком ассортименте: А-72, А-76, Аи-93 и Аи-95, а также А-80, А-92, А-96 (экспортные). Основное различие в свойствах указанных марок бензина заключается в разной величине их детонационной стойкости. Требования к величине детонационной стойкости бензина, измеряемой в единицах октанового числа, определяемого моторным или исследовательским методом, отражены непосредственно в марке.

Если марка бензина содержит буквенный индекс "и" (Аи), то это означает, что октановое число данного бензина определяют исследовательским методом; если только букву "А" - моторным. Учитывая более жесткие условия испытания с помощью моторного метода, его результаты, как правило, на 4 - 8 единиц октанового числа меньше, чем результаты испытания этого же бензина исследовательским методом. В маркировке экспортного бензина марок А-80, А-92, А-96 имеется только буква "А" (что означает автобензин), тем не менее требования к величине их октанового числа указаны для исследовательского метода.

Бензин марок А-72, А-76, Аи-91, Аи-93 и Аи-95 выпускают летнего и зимнего видов (последние с более высокими характеристиками испаряемости). Бензин экспортный вырабатывают только летнего вида. Бензин марок А-76, Аи-93, А-80, А-92 производят как этилированный, так и неэтилированный; А-96 - только этилированный, А-72 - только неэтилированный. Этилированный бензин А-76 маркируют желтым цветом, Аи-93 - оранжево-красным, А-80, А-92 и А-96 - бледно-желтым. Содержание свинца в неэтилированном бензине всех марок не должно превышать 0,013 - 0,015 г/л. Этот показатель в ТН ВЭД служит одним из критериев кодирования товаров.

Дизельное топливо. Предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей автомобильной и судовой техники. Промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305 - 82 трех марок: Л - летнее, применяемое при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 - зимнее - до минус 20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь температуру застывания не выше минус 45 °С и помутнения не выше минус 35 °С); А - арктическое - до минус 50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,5 %, марки А - 0,4 %, для топлива высшей категории качества - 0,2 %. В летний период разрешаются выработка и применение топлива температурой застывания О °С.

Принято следующее обозначение дизельного топлива: летнее - с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,5-40); зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (3-0,5 - минус 35 °С). В обозначение арктического топлива входит только содержание серы (А-0,2). По ТУ 38001355 - 86 вырабатывают дизельное топливо утяжеленного фракционного состава. Его отличие от стандартного дизельного топлива - более высокая (на 20 - 30 %) температура конца кипения - до 360 °С, перегоняется 90 вместо 96 %. Вследствие этого температура выкипания 50 % его на 10 °С выше. По фракционному составу и основным физико-химическим показателям это топливо приближается к зарубежным.

Топочные мазуты. В зависимости от содержания серы топочные мазуты подразделяют на малосернистые (до 1 %), сернистые (от 1 до 2 %) и высокосернистые (от 2 до 3,5 %). В отдельных случаях допускается содержание серы до 4,3 %. Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10°С вовлекают 8- 15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.

Флотские мазутыФ-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. Флотский мазут Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 45 - 55 % мазута прямогонного и 55 - 45 % дизельного топлива.

Смазочные масла. По назначению, ассортименту, типам и маркам они являются самой многочисленной группой товарной продукции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, что объясняется различными условиями работы машин, механизмов и других устройств, для которых предназначен данный смазочный материал.

По происхождению" все смазочные масла делят на нефтяные или минеральные, синтетические и смешанные, содержащие в своем составе в разных соотношениях нефтяные и синтетические компоненты. Последнее обстоятельство имеет существенное значение при проведении таможенного контроля: синтетические масла, многие виды смешанных масел не могут классифицироваться в товарной группе 27 ТН ВЭД. Им должен присваиваться другой код в зависимости от химического состава синтетической основы (для синтетических масел) и от соотношения нефтяного и синтетического компонентов (для смешанных масел). Синтетические и смешанные масла, как правило, имеют значительно более высокую стоимость.

В зависимости от назначения нефтяные, синтетические и смешанные масла разделяют на группы и подгруппы, представленные ниже.

Группа Подгруппа
Моторные масла Для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры; дизельных двигателей; авиационных двигателей, в том числе поршневых, турбореактивных, турбовинтовых, для вертолетов
Трансмиссионные масла Для механических передач, гидромеханических передач, гидростатических передач; редукторные масла; осевые масла
Рабочие жидкости для гидравлических систем Для летательных аппаратов, мобильной наземной и морской техники; гидротормозов и амортизаторов; гидроприводов и циркуляционных масляных систем машин и механизмов пром-предприятий
Энергетические масла 1 - турбинные; 2 - электроизоляционные, в том числе трансформаторные, конденсаторные, кабельные и пр.; 3 - компрессорные
Индустриальные масла Общего назначения; для легко- и тяжелонагруженных узлов, для прокатных станов; цилиндровые; приборные

При исследовании нефтепродуктов, топливно-смазочных материалов и легковоспламеняющихся жидкостей определяют:

· является ли вещество нефтепродуктом;

· к какой группе, марке продукции относится исследуемое вещество;

· октановое число бензина;

· основное назначение исследуемого вещества;

· относится ли представленная на исследование жидкость к труппе легковоспламеняющихся жидкостей.