ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ИНДЕКС ЛЕРНЕРА

Является индикатором монопольной власти

 

 

где

Р - уровень продажной цены;

МС - предельные издержки.

 

 

Чем больше разрыв между Р и МС, т.е. чем ближе индекс к единице, тем больше степень монопольной власти фирмы. Величина L находится в интервалах между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р=МС, индекс Лернера равен 0.

 

Приложение №2

1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Можно использовать показатель, характеризующий долю фирмы в общем объеме предложения продукции. В Российской Федерации узаконено: если показатель превышает 65%, то пред­приятие-монополист, если меньше 35% - конкурирующее, а при доле от 35 до 65% предприятие является доминирующем на рынке.

2. Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.

3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации:

 

Методы государственного вмешательства
административные методы правовые нормы административный контроль
       
технологическая олигополия   научно- техническая монополия   государственная монополия
Естественные монополии
               

 

4. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Одновременное регулирование цены, количества и качества продукции.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации.

7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополии.