ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ИНДЕКС ЛЕРНЕРА
Является индикатором монопольной власти
где
Р - уровень продажной цены;
МС - предельные издержки.
Чем больше разрыв между Р и МС, т.е. чем ближе индекс к единице, тем больше степень монопольной власти фирмы. Величина L находится в интервалах между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р=МС, индекс Лернера равен 0.
Приложение №2
1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Можно использовать показатель, характеризующий долю фирмы в общем объеме предложения продукции. В Российской Федерации узаконено: если показатель превышает 65%, то предприятие-монополист, если меньше 35% - конкурирующее, а при доле от 35 до 65% предприятие является доминирующем на рынке.
2. Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.
3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации:
Методы государственного вмешательства | |||||||
административные методы | правовые нормы | административный контроль | |||||
технологическая олигополия | научно- техническая монополия | государственная монополия | |||||
Естественные монополии | |||||||
4. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Одновременное регулирование цены, количества и качества продукции.
5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма.
6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации.
7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополии.