Антимонопольное законодательство

Если конкуренция и перестает доминировать на рынке, то она не устранима в обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность. Борьба за экономическую выгоду ведется,

во-первых, внутри монополии (при распределении условий производства и дохо­да),

во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыноч­ном пространстве)

в-третьих, между монополиями и аутсайдерами.

 

Однако монополистическое соперничество по своим методам суще­ственно отличается от способов, какими велась свободная конкурен­ция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и приумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы:

лишают соперников возможности получить сырье, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию;

применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают произ­водственные секреты, используя для этого электронные средства, услу­ги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.);

некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовнаказуемые) средства поражения соперников — вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств.

Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко все большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению абсолютных монополий, которые могут стать угрозой существова­нию самой государственной власти.

 

В правовом и демократическом государстве имеются силы, которые вступают в противобор­ство с монополиями.

Это, во-первых, широкие массы мелких товаро­производителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению.

Во-вторых, само государство, посредством правовых мер.

 

Давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирова­ния монополистической деятельности.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Возникший конфликт был разрешен в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.

 

Регулирование проводится по четырем направлениям:

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производ­ства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незакон­ным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранны­ми государствами. Монополизацией рынка признано обладание ры­ночной долей, равной (или превышающей) 60%.

 

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компа­ний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценива­лось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распу­щен.

 

Третье направление: запрещается у становление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная тор­говая комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен,

 

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распростране­нием недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих мето­дов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

 

К началу 90-х годов XX в. антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономи­кой. Национальные законодательства отражают специфические усло­вия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство име­ет единые основы.

Во-первых, ставит под государственный кон­троль слияние компаний.

Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли.

В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.

 

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и приме­нению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодек­се к преступлениям отнесены монополистические действия и ограни­чения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, кото­рые совершены путем установления монопольно высоких или моно­польно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, уст­ранения с него других субъектов экономической деятельности, установ­ления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

В 1991 г. впервые был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и полу­чали более конкретную форму в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государ­ство выступило гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах.

 

 

Приложение №1