Олигополия.
Реклама.
В условиях монополистической конкуренции фирмы производят объем несколько меньший, чем эффективный, т.к. производство влечет за собой издержки на единицу продукции более высокие, чем достижимый минимум.
Дифференциация.
Направления:
1. качество (функциональные особенности, материал, дизайн и т.д.)
2. услуги (сервис, сроки, платежи …)
3. размещение (время, место, комфорт…)
4. стимуляторы сбыта (упаковка, фирма, аналоги или подобия …)
Уровни:
1. в данную единицу времени (предлагается множество вариантов одного наименования)
+ наиболее полное удовлетворение потребительского вкуса
- растерянность перед многообразием
- ложное суждение о качестве по цене
2. с течением времени (реализация технических новинок или технологических преимуществ)
+ стимул к модернизации для конкурентов
+ возможность использования дополнительных прибылей на новые модернизации
- изменения в большей степени носят мнимый характер
- возникновение принципа «запланированного морального износа».
Доводы «за»
1. предоставление информации помогающей сделать выбор
2. стимуляция изменения продукта
3. поддержка конкуренции
4. поддержка средств информации и связи
5. расширение производства и получение дополнительного общественного продукта
6. обеспечение полной занятости за счет стимуляции высокого уровня потребительских расходов
Доводы «против»
1. главная цель – убеждать, а не информировать
2. расходы являются непроизводительными и не улучшают положения в обществе
3. самонейтрализация
4. возникновение значительных внешних издержек
5. способствует росту монополизма
6. приводит к более высоким издержкам, а значит и ценам.
Сложности ценообразования при олигополии.
1. многообразие рыночных ситуаций, включенных в олигополию:
a) «жесткая» или «мягкая» олигополия
b) дифференцированный или стандартизированный продукт
c) возможность, как независимости, так и сговора
d) различная степень непроницаемости барьеров для вступления
2. элемент всеобщей взаимозависимости, не позволяющий оценивать спрос и предельный доход, с которыми придется столкнуться.
Модели ценообразования:
Модель №1 «Олигополия, не основанная на сговоре»
Три фирмы: A,B,C имеют по ⅓ рынка. Предположим, что первоначальная ситуация характеризуется (.) Е [P1;Q1].
Фирма А решила изменить цену в любую сторону. Возможные варианты:
1. Фирмы В и С следуют за ней.
Это означает, что существенных изменений отраслевого спроса не произойдет. Следовательно, кривая D1D1 будет иметь крутой наклон, как и производная от нее MR1MR1
2. Фирмы В и С не следуют.
Это означает, что произойдут существенные изменения отраслевого спроса. Следовательно, график D2D2, как и производный, от него MR2MR2 будет пологим.
Однако в реальной жизни фирмы никогда не действуют так однозначно. В случае если фирма А будет повышать цену (влево от осевой) фирмы В и С не следуют; в случае если фирма А будет понижать цену (вправо от осевой), они вынуждены последовать. В итоге возникают новые сложные графики D2AD1иMR2BCMR1, которые показывают:
– график D2AD1показывает, что любое изменение цены только ухудшает положение для изменяющего;
– график MR2BCMR1, что существуют такие пределы (В-С), в которых изменение издержек МС1 и МС2 не вызывает изменения объемов производства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель № 2 «Тайный сговор»
|
|
|
|
|
|
|
Все данные усреднены, а значит и цена, и количество даны грубо
приблизительно (на графике показаны все усредненные, а значит не
корректные данные).
Препятствия для сговора:
1. различия в спросе и издержках
2. число фирм
3. мошенничество
4. спад производства в условиях недовыпуска
5. возможное вступление новых членов
6. антитрестовское законодательство
Модель № 3 «Лидерство в ценах»
Изучение лидерства показало:
- поскольку изменение цен всегда связано с некоторым риском, что конкуренты не последуют, корректировка цен осуществляется только в исключительных случаях
- о надвигающихся изменениях цен конкурентов извещают «заблаговременно».
- ценовой лидер не обязательно избирает цену, максимизирующую прибыль
Модель № 4 «Издержки +»
Цена определяется как себестоимость, плюс фиксированная норма прибыли, не меняющаяся долгое время. (У «Дженерал Моторз» она равна 15% уже 25 лет)