Метод «паутинки» - выбираем любую точку на графиках S или D и начинаем построение по часовой стрелке до пересечения со следующим графиком. Анализируем полученный результат.

Лекция № 6 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

  1. Несовершенная конкуренция и характеризующие ее показатели
  2. Виды несовершенной конкуренции.
  3. Чистая конкуренция
  4. Чистая монополия
  5. Монополистическая конкуренция
  6. Олигополия
  7. Антимонопольное законодательство

 

  1. Несовершенная конкуренция.

Несовершенной конкуренцией признается любая рыночная ситуация хотя бы с одним нарушением признаков совершенной (свободной) конкуренции (см. лекция №4 «Типология рынков»).

Первый показатель – устойчивость.

 

Не устойчивое равновесие

«Взрывной» график восстановления

 

Циклическое равновесие

Циклический график восстановления

Устойчивое равновесие

«Затухающий» график восстановления

 

               
 
   
Метод сравнения углов- пересекаем графики S и D линией, параллельной оси Q. Образуются углы q и s. Если α > β - устойчиво Если α < β - неустойчиво Если α = β - не определено  
 
   
Q
 
   
 

 

 


E
E
Пределы достижения равновесия:

 
 

 


Абсолютное Глобальное

 
 


Относительное (разрыв << Е) Локальное (есть пределы)

 

       
 
   
 

 


  1. Виды несовершенной конкуренции
Вопросы сравнения Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Бесконечно много Ограниченно много Ограниченно мало Одна
Характер товара Стандартизированный Дифференцированный Дифференцированный или стандартизированный Уникальный
Возможность влиять на цену Отсутствует Теоретически возможен, практически нет При сговоре значительна, при отсутствии нереальна Максимально выражена
Условия вступления в отрасль Максимально облегчены Относительно легкие Сложные, но с различной степенью преодолимости Юридические, экономические и логические препятствия
Неценовая конкуренция Отсутствие Максимально выражена В зависимости от характера товара Отсутствует
  1. Чистая конкуренция

Давайте сосредоточим наше внимание на чистой конкуренции, начав с выработки определения. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизо­ванном рынке. Примером служат рынки сельскохозяй­ственных товаров, фондовая биржа и рынок иностран­ных валют.

Конкуриру­ющие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупа­ется продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются поку­пателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть кон­куренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

На чисто конку­рентном рынке отдельные фирмы осуществляют не­значительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В усло­виях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема про­изводства, что увеличение или уменьшение ее выпус­ка не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену про­дукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продук­ции. Общий объем предложения, таким образом, 1 млн единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение, точнее, общее предложенное количество умень­шается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продук­ции. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конку­рентная фирма не может устанавливать рыночную
цену, но может только приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный конкурирующий про­изводитель находится во власти рынка; цена проду­кта есть данная величина, на которую производи­тель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существу­ющая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупа­тели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный про­дукт, или, следовательно, точный заменитель, по 2 дол. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она счи­тает необходимым, по 2 дол. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 дол. В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

Новые фирмы могут свободно входить, а сущест­вующие фирмы — свободно покидать чисто кон­курентные отрасли. В частности, не существует ни­каких серьезных препятствий ― законодательных, технологических, финансовых и других, — которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что ана­лиз функционирования конкурентного рынка — не­уместное логическое упражнение.

Во-первых, существует несколько отраслей, которые более похожи на конкурентную модель,
чем на любую другую рыночную структуру. Более того, чистая конкуренция представляет
собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия "доход" и "издержки". Чистая конкурен­ция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.

Наконец, функционирование чисто конку­рентной экономики дает нам образец, или стандарт,
с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной эко­номики.

Короче, чистая конкуренция — это модель рын­ка, которая имеет весомое аналитическое и некото­рое практическое значение.

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в об­щем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыноч­ную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Конкурентная фир­ма не имеет ценовой политики, то есть способности регулировать цену. Скорее фирма может только приспосабливаться к рыночной цене, которую она должна рассматривать как данную величину, опре­деляемую рынком. Как уже указывалось, конку­рентный продавец скорее является тем, кто согла­шается с ценой, нежели тем, кто диктует иену.

Подчеркнем особо, что кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совер­шенно эластична. Для отрасли же, то есть для всех фирм, про­изводящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену.

Виды Обозначение Формула
Доход
Валовой TR
Средний AR
Маржинальный (предельный) MR
Издержки
Постоянные TFC  
Переменные TVC  
Валовые TC
Маржинальные (предельные) MC
Среднепостоянные AFC
Среднепеременные AVC
Средневаловые ATC

Первый способ определения рентабельности производства: сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом количестве.

 

Максимизация прибыли

Минимизация убытков

Временное закрытие предприятия

 

Второй способ определения рентабельности производства: сравнение маржинального дохода и маржинальных издержек.

Найти такое Q, при котором

Применение правила Р=МС, модифици­рованного случаем закрытия, показывает, что (сплошной) отрезок кривой МС фир­мы, который лежит выше AVC, является кривой предложения фирмы в краткосроч­ном периоде.

Точнее, в точке а при цене Р1=MR1=МС1 – временное закрытие предприятия потому что Р1 меньше мини­мума AVC.

В точке b при цене Р2=MR2=МС2 фирма находится в состоянии равновесия и несет убыток, равный ее постоянным издержкам – на усмотрение владельца.

В точке c при цене Р3=MR3=МС3 убытки меньше по­стоянных издержек - минимизация.

В точке d при цене Р4=MR4=МС4 фирма просто возмещает свои из­держки, так как цена равна АТС – нулевая прибыль.

В точке е при цене Р5=MR5=МС5 максимизация прибыли.