Метод «паутинки» - выбираем любую точку на графиках S или D и начинаем построение по часовой стрелке до пересечения со следующим графиком. Анализируем полученный результат.
Лекция № 6 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
- Несовершенная конкуренция и характеризующие ее показатели
- Виды несовершенной конкуренции.
- Чистая конкуренция
- Чистая монополия
- Монополистическая конкуренция
- Олигополия
- Антимонопольное законодательство
- Несовершенная конкуренция.
Несовершенной конкуренцией признается любая рыночная ситуация хотя бы с одним нарушением признаков совершенной (свободной) конкуренции (см. лекция №4 «Типология рынков»).
Первый показатель – устойчивость.
Не устойчивое равновесие
«Взрывной» график восстановления
Циклическое равновесие
Циклический график восстановления
Устойчивое равновесие
«Затухающий» график восстановления
| |||||||
| |||||||
|
|
Абсолютное Глобальное
Относительное (разрыв << Е) Локальное (есть пределы)
- Виды несовершенной конкуренции
Вопросы сравнения | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Количество фирм | Бесконечно много | Ограниченно много | Ограниченно мало | Одна |
Характер товара | Стандартизированный | Дифференцированный | Дифференцированный или стандартизированный | Уникальный |
Возможность влиять на цену | Отсутствует | Теоретически возможен, практически нет | При сговоре значительна, при отсутствии нереальна | Максимально выражена |
Условия вступления в отрасль | Максимально облегчены | Относительно легкие | Сложные, но с различной степенью преодолимости | Юридические, экономические и логические препятствия |
Неценовая конкуренция | Отсутствие | Максимально выражена | В зависимости от характера товара | Отсутствует |
- Чистая конкуренция
Давайте сосредоточим наше внимание на чистой конкуренции, начав с выработки определения. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом, 1 млн единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение, точнее, общее предложенное количество уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную
цену, но может только приспосабливаться к ней.
Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 2 дол. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 дол. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 дол. В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы — свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий ― законодательных, технологических, финансовых и других, — которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка — неуместное логическое упражнение.
Во-первых, существует несколько отраслей, которые более похожи на конкурентную модель,
чем на любую другую рыночную структуру. Более того, чистая конкуренция представляет
собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия "доход" и "издержки". Чистая конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.
Наконец, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт,
с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики.
Короче, чистая конкуренция — это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение.
Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Конкурентная фирма не имеет ценовой политики, то есть способности регулировать цену. Скорее фирма может только приспосабливаться к рыночной цене, которую она должна рассматривать как данную величину, определяемую рынком. Как уже указывалось, конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует иену.
Подчеркнем особо, что кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Для отрасли же, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену.
Виды | Обозначение | Формула |
Доход | ||
Валовой | TR | |
Средний | AR | |
Маржинальный (предельный) | MR | |
Издержки | ||
Постоянные | TFC | |
Переменные | TVC | |
Валовые | TC | |
Маржинальные (предельные) | MC | |
Среднепостоянные | AFC | |
Среднепеременные | AVC | |
Средневаловые | ATC |
Первый способ определения рентабельности производства: сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом количестве.
Максимизация прибыли
Минимизация убытков
Временное закрытие предприятия
Второй способ определения рентабельности производства: сравнение маржинального дохода и маржинальных издержек.
Найти такое Q, при котором
Применение правила Р=МС, модифицированного случаем закрытия, показывает, что (сплошной) отрезок кривой МС фирмы, который лежит выше AVC, является кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде.
Точнее, в точке а при цене Р1=MR1=МС1 – временное закрытие предприятия потому что Р1 меньше минимума AVC.
В точке b при цене Р2=MR2=МС2 фирма находится в состоянии равновесия и несет убыток, равный ее постоянным издержкам – на усмотрение владельца.
В точке c при цене Р3=MR3=МС3 убытки меньше постоянных издержек - минимизация.
В точке d при цене Р4=MR4=МС4 фирма просто возмещает свои издержки, так как цена равна АТС – нулевая прибыль.
В точке е при цене Р5=MR5=МС5 максимизация прибыли.