Эргономика торговых предприятий
Стратегическое планирование коммерческой деятельности
Тема:Стратегическое планирование конкурентоспособной цены на товар с учетом состояния рынка
Калининград 2003
Практические материалы использованы с учебно-методических пособий выпуска 1997 года кафедр «Коммерция и логистика», «Маркетинг» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Магазины промышленных товаров. Основная функция торговых организаций разной величины – представление и продажа товара.
В обстановке торгового зала, где удобство и комфорт покупателей являются вопросами корпоративной политики, соответствие дизайна антропометрическим требованиям и параметрам приобретает особое значение. К примеру, необходимо точно соблюдать соотношение размеров различных прилавков, витрин и человеческого тела.
Надлежащая видимость витрин изнутри и снаружи также важна для успешного функционирования предприятия розничной торговли. Следовательно, необходимо учесть уровень глаз рослых и невысоких людей, а также геометрические особенности человеческого зрения.
Высота прилавка, на котором производится упаковка, размер примерочной, размеры обувного отдела, зон движения между витринами должны быть рассчитаны на покупателей с разными размерами тела.
Подходы к прилавкам по обе стороны от прохода в торговом зале. Общая ширина подхода 300 см. Он служит зоной активности для покупателей, стоящих лицом к нижнему прилавку, и зоной более широкой активности для стоящих и сидящих покупателей, обращенных лицом к верхнему прилавку, а также зоной движения между ними.
Подходы к прилавку-витрине средней высоты.Предполагаемая высота сиденья 55 см, поэтому покупателю, находящемуся в положении сидя, понадобится подставка для ног. Высота прилавка должна обеспечивать обзор выставленных товаров и для сидящего покупателя, и для стоящего продавца. Зона деятельности покупателей должна быть достаточно широка для размещения стула.Важные антропометрические параметры, которые требуется учитывать при проектировании прилавков такого типа, - высота колена, расстояние от ягодиц до коленной чашечки, высота подколенной впадины и уровень глаз в положении сидя.
Подходы к упаковочному прилавку. В соответствии с видом производимой деятельности высота прилавка должна составлять 90 см, в расчете на рост большинства людей. Горизонтальные подходы следует проектировать в расчете на максимальную толщину тела крупного человека, если упаковочный прилавок находится в зоне деятельности, и на максимальную ширину тела крупного человека, если прилавок находится в зоне движения. В зависимости от интенсивности операций и количества служащих, зону движения и зону деятельности можно объединить, а ширину проходов перед прилавком и за ним сократить до 76 см.
Подходы к стеллажам во второстепенном проходе торгового зала. Подход к стеллажу планируется с учетом размеров присевшего человека, достающего товары с нижней полки. Ширина подхода к стеллажу 45 см, - этого пространства хватает для человека, стоящего перед стеллажом и выбирающего товары на верхних полках. Максимальная ширина прохода между стеллажами может достигать 230 см, а в случаях ограниченного пространства - 130 см. В последних случаях частичный телесный контакт неизбежен, или же кому-то из покупателей придется отступить в сторону, чтобы пропустить идущего между стеллажами человека.
Подходы к зоне примерки в обувном магазине должны соответствовать размерам тела сидящего покупателя и продавца. Минимальная ширина прохода 160 см. При проектировании проходов следует ориентироваться также на расстояние от ягодиц до пяток крупного человека. Для определения максимальной высоты полок в рабочей зоне потребуется знать рост с вытянутой вверх рукой невысокого мужчины и женщины, а при проектировании проходов - максимальную ширину и максимальную толщину тела крупного человека.
Проходы вдоль прилавка высотой 106 см для обслуживания сидящих покупателей. Благодаря оформлению дополнительных витрин такой прилавок можно использовать как стандартный магазинный. Но следует отметить, что при некоторых схемах выкладки товара устанавливать прилавки такой высоты не рекомендуется. Если и покупатель, и продавец небольшого роста, с точки зрения антропометрии прилавок будет неудобен для них, тем более что стандартной считается высота прилавка, соответствующая расстоянию от подошвы до локтя примерно 5% населения. С точки зрения владельцев торговых точек, заботящихся в первую очередь об удобстве покупателя, неразумно устанавливать прилавки выше 100 см. Если невысокому продавцу приходится подолгу работать за высоким прилавком, возможны сильные боли в спине. Пожилым людям и инвалидам забираться на высокие табуреты не только трудно, но и опасно.
Низкий прилавок-витрина высотой около 76 см, перед которым также расположены стулья для покупателей. Высота прилавка соответствует антропометрическим требованиям сидящего покупателя, но не стоящего продавца. Чтобы обеспечивать стоящему покупателю оптимальные условия работы, высота прилавка должна быть на 5-7 см, ниже расстояния от подошвы до локтя. При этом продавец получает возможность манипулировать предметами на поверхности прилавка или опираться на него руками.
Оптимальная высота витринных плоскостей, расположенных с интервалами 30 см, если покупатель находится на расстоянии 30 см от витрины, может рассчитываться в двух вариантах: один для невысокого человека, второй - высокого. Уровень глаз первого выбирается для 5-го процентиля женщин, последнего - для 95-го процентиля мужчин. Как и в прочих случаях, эту схему не следует принимать как догму: на ней не учтено движение головы или сканирующая способность глаз, а они значительно увеличивают обзор.
Стеллажи - самый распространенный элемент интерьера торговых помещений. Товары должны располагаться в пределах досягаемости не только по антропометрическим параметрам: их следует размещать так, чтобы они были хорошо видны. Следовательно, высота стеллажей должна соответствовать росту с вытянутой вверх рукой и уровню глаз. Определяя максимальную высоту, необходимо принимать во внимание ростовые показатели невысоких людей. Поскольку в помещениях для розничной торговли в разных отделах преобладают представители того или иного пола, используют два набора параметров. Один соответствует размерам среднестатистической невысокой женщины, второй - размерам среднестатистического невысокого мужчины. Предлагаемая высота стеллажей - компромиссное решение, учитывающее и требование досягаемости, и требование видимости.
Если речь идет о книгах, вопрос видимости встает гораздо острее. Если для любого другого товара важна видимость формы, размера и цвета, то для книг и журналов следует принимать во внимание читаемость шрифта. Важны также расстояние между полками и покупателем, освещение, угол зрения.
Высота поперечины для вешалок должна соответствовать не только показателям роста покупателей, но и размерам выставленного товара. Как правило, если речь идет об одежде, явных противоречий не возникает.
Примерочные кабинки должны вмещать человека независимо от позы, на разных этапах одевания или раздевания: размеры кабинки 150 см, минимальная ширина 90 см. При проектировании кабинок для примерки следует принимать во внимание рост, максимальную ширину и максимальную толщину тела, а также расстояние от макушки до пальцев вытянутой в сторону руки крупного человека.
Продуктовые магазины. Принимая во внимание антропометрические параметры при проектировании продуктовых магазинов самообслуживания, следует рассматривать тележку для покупок как продолжение человеческого тела и принимать ширину проходов в соответствии с совокупными размерами. Важнее учитывать общую длину, чем ширину, поскольку максимальная ширина тела крупного человека обычно превосходит ширину тележки.
Высота полок в торговом зале должна быть такой, чтобы товары находились в пределах досягаемости для невысокого покупателя и были выставлены на уровне глаз большинства покупателей. В зависимости от размера и экономических показателей магазина, ширина проходов должна быть запланирована с учетом зоны деятельности, непосредственно прилегающей к стеллажам, и вмещать стоящих или присевших на корточки покупателей, которые осматривают полки, выбирают товары, загружают тележку. В зоне движения должны иметь возможность разойтись два покупателя с тележками. Между кассами следует оставлять проходы, рассчитанные на ширину кресел покупателей - инвалидов.
Общая ширина прохода, необходимого для покупателя с тележкой 106см. Ширина прохода для идущих плечом к плечу мужчины и женщины 150см. Чтобы рядом с ними прошел и ребенок, требуется увеличить проход на 45 см. Основной антропометрический параметр, который необходимо учитывать при проектировании, - максимальная ширина тела.
Проходы между кассами. Если минимальная ширина прохода составляет 90 см, ее будет достаточно не только обычному покупателю, но и инвалиду в коляске. При этом габаритные размеры инвалидной коляски 63x106 см.
Перед стеллажами должно оставаться достаточно места для размещения присевшего на корточки покупателя 90 см. Дополнительный проход шириной 15oogle.js">
Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1327; Опубликованный материал нарушает авторские права?.