Эргономика торговых предприятий

Стратегическое планирование коммерческой деятельности

Тема:Стратегическое планирование конкурентоспособной цены на товар с учетом состояния рынка

 

Калининград 2003

 

 

Практические материалы использованы с учебно-методических пособий выпуска 1997 года кафедр «Коммерция и логистика», «Маркетинг» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Магазины промышленных товаров. Основная функция торговых организаций разной величины – представление и продажа товара.

В обстановке торгового зала, где удобство и комфорт покупателей яв­ляются вопросами корпоративной политики, соответствие дизайна антропометрическим требованиям и параметрам приобретает особое значение. К примеру, необходимо точно соблюдать соотношение раз­меров различных прилавков, витрин и человеческого тела.

Надлежащая видимость витрин изнутри и снаружи также важна для ус­пешного функционирования предприятия розничной торговли. Следо­вательно, необходимо учесть уровень глаз рослых и невысоких людей, а также геометрические особенности человеческого зрения.

Высота прилавка, на котором производится упаковка, размер примерочной, размеры обувного отдела, зон движения между витринами должны быть рассчитаны на покупателей с разными размерами тела.

Подходы к прилавкам по обе стороны от прохо­да в торговом зале. Общая ширина подхода 300 см. Он служит зоной ак­тивности для покупателей, стоящих ли­цом к нижнему прилавку, и зоной более широкой активности для стоящих и сидящих покупателей, обра­щенных лицом к верхнему прилавку, а также зоной движения между ними.

Подходы к прилавку-витрине средней высоты.Предполагаемая высота сиденья 55 см, по­этому покупателю, находящемуся в положении сидя, понадобится под­ставка для ног. Высота прилавка должна обеспечивать обзор выстав­ленных товаров и для сидящего поку­пателя, и для стоящего продавца. Зо­на деятельности покупателей должна быть доста­точно широка для размещения стула.Важные антропометрические параме­тры, которые требуется учитывать при проектировании прилавков такого ти­па, - высота колена, расстояние от ягодиц до коленной чашечки, высота подколенной впадины и уровень глаз в положении сидя.

Подходы к упаковочному прилавку. В соответствии с видом производимой деятельности высота прилавка должна составлять 90 см, в расчете на рост большинства людей. Горизон­тальные подходы следует проектиро­вать в расчете на максимальную тол­щину тела крупного человека, если упаковочный прилавок находится в зоне деятельности, и на максималь­ную ширину тела крупного человека, если прилавок находится в зоне дви­жения. В зависимости от интенсивно­сти операций и количества служащих, зону движения и зону деятельности можно объединить, а ширину прохо­дов перед прилавком и за ним сокра­тить до 76 см.

Подходы к стеллажам во второстепенном прохо­де торгового зала. Подход к стеллажу планируется с учетом раз­меров присевшего человека, достаю­щего товары с нижней полки. Ширина подхода к стеллажу 45 см, - этого пространства хватает для чело­века, стоящего перед стеллажом и вы­бирающего товары на верхних полках. Максимальная ширина прохода меж­ду стеллажами может достигать 230 см, а в случаях ог­раниченного пространства - 130 см. В последних слу­чаях частичный телесный контакт не­избежен, или же кому-то из покупате­лей придется отступить в сторону, что­бы пропустить идущего между стелла­жами человека.

Подходы к зоне примерки в обувном магазине должны соответствовать размерам тела сидящего покупателя и продавца. Минимальная ширина про­хода 160 см. При проектировании прохо­дов следует ориентироваться также на расстояние от ягодиц до пяток крупного человека. Для определения максимальной высоты полок в рабо­чей зоне потребуется знать рост с вы­тянутой вверх рукой невысокого муж­чины и женщины, а при проектирова­нии проходов - максимальную шири­ну и максимальную толщину тела крупного человека.

Проходы вдоль прилавка высотой 106 см для обслуживания сидящих покупателей. Благодаря оформлению дополнитель­ных витрин такой прилавок можно ис­пользовать как стандартный магазин­ный. Но следует отметить, что при не­которых схемах выкладки товара уста­навливать прилавки такой высоты не рекомендуется. Если и покупатель, и продавец небольшого роста, с точки зрения антропометрии прилавок бу­дет неудобен для них, тем более что стандартной считается высота при­лавка, соответствующая расстоянию от подошвы до локтя примерно 5% на­селения. С точки зрения владельцев торговых точек, заботящихся в первую очередь об удобстве покупателя, нера­зумно устанавливать прилавки выше 100 см. Ес­ли невысокому продавцу приходится подолгу работать за высоким прилав­ком, возможны сильные боли в спине. Пожилым людям и инвалидам заби­раться на высокие табуреты не толь­ко трудно, но и опасно.

Низкий при­лавок-витрина высотой около 76 см, перед которым так­же расположены стулья для покупате­лей. Высота прилавка соот­ветствует антропометрическим требо­ваниям сидящего покупателя, но не стоящего продавца. Чтобы обеспечи­вать стоящему покупателю оптималь­ные условия работы, высота прилавка должна быть на 5-7 см, ниже расстояния от подош­вы до локтя. При этом продавец полу­чает возможность манипулировать предметами на поверхности прилавка или опираться на него руками.

Оптималь­ная высота витринных плоскостей, рас­положенных с интервалами 30 см, если покупатель нахо­дится на расстоянии 30 см от ви­трины, может рассчитываться в двух вариантах: один для невысокого человека, второй - высокого. Уровень глаз первого выбирается для 5-го процентиля женщин, последнего - для 95-го про­центиля мужчин. Как и в прочих слу­чаях, эту схему не следует принимать как догму: на ней не учтено движение головы или сканирующая способность глаз, а они значительно увеличивают обзор.

Стеллажи - самый рас­пространенный элемент интерьера торговых помещений. То­вары должны располагаться в преде­лах досягаемости не только по антро­пометрическим параметрам: их следу­ет размещать так, чтобы они были хо­рошо видны. Следовательно, высота стеллажей должна соответствовать росту с вытянутой вверх рукой и уров­ню глаз. Определяя максимальную высоту, необходимо принимать во внимание ростовые показатели невы­соких людей. Поскольку в помещени­ях для розничной торговли в разных отделах преобладают представители того или иного пола, используют два набора параметров. Один соответст­вует размерам среднестатистической невысокой женщины, второй - разме­рам среднестатистического невысоко­го мужчины. Предлагаемая высота стеллажей - компромиссное реше­ние, учитывающее и требование дося­гаемости, и требование видимости.

Если речь идет о книгах, вопрос видимости вста­ет гораздо острее. Если для любого другого товара важна видимость фор­мы, размера и цвета, то для книг и журналов следует принимать во вни­мание читаемость шрифта. Важны также расстояние между полками и покупателем, освещение, угол зрения.

Высота поперечины для вешалок должна со­ответствовать не только показателям роста покупателей, но и размерам вы­ставленного товара. Как правило, ес­ли речь идет об одежде, явных проти­воречий не возникает.

Примерочные кабинки должны вме­щать человека независимо от позы, на разных этапах одевания или разде­вания: размеры кабинки 150 см, минимальная ширина 90 см. При проектировании ка­бинок для примерки следует прини­мать во внимание рост, максималь­ную ширину и максимальную толщину тела, а также расстояние от макушки до пальцев вытянутой в сторону руки крупного человека.

 

Продуктовые магазины. Принимая во внимание антропометрические параметры при проектировании продуктовых магазинов самообслуживания, следует рассматривать тележку для покупок как продолжение человеческого тела и принимать ширину проходов в соответствии с совокупными размерами. Важнее учитывать общую длину, чем ширину, поскольку максимальная ширина тела крупного человека обычно превосходит ширину тележки.

Высота полок в торговом зале должна быть такой, чтобы това­ры находились в пределах досягаемости для невысокого покупателя и были выставлены на уровне глаз большинства покупателей. В зависи­мости от размера и экономических показателей магазина, ширина про­ходов должна быть запланирована с учетом зоны деятельности, непо­средственно прилегающей к стеллажам, и вмещать стоящих или при­севших на корточки покупателей, которые осматривают полки, выби­рают товары, загружают тележку. В зоне движения должны иметь воз­можность разойтись два покупателя с тележками. Между кассами сле­дует оставлять проходы, рассчитанные на ширину кресел покупателей - инвалидов.

Об­щая ширина прохода, необходимого для покупателя с тележкой 106см. Ширина прохода для идущих пле­чом к плечу мужчины и женщины 150см. Чтобы рядом с ними прошел и ребенок, требуется увеличить проход на 45 см. Основной антропометриче­ский параметр, который необходимо учитывать при проектировании, - ма­ксимальная ширина тела.

Проходы между кассами. Если минимальная ширина прохода составляет 90 см, ее будет достаточно не только обычно­му покупателю, но и инвалиду в коля­ске. При этом габаритные размеры инвалидной коляски 63x106 см.

Перед стелла­жами должно оставаться достаточно места для размещения присевшего на корточки покупателя 90 см. Дополнительный проход шириной 15oogle.js">


Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1327; Опубликованный материал нарушает авторские права?.