Коэффициент весомости параметров

Маржинальная прибыль

 

Предполагаемая продажная цена
Переменные издержки на одно изделие, долл.
Маржинальная прибыль на одно изделие, долл.        
Объем продаж, ед.
Суммарная маржинальная прибыль, тыс. долл.        

 

5-й этап. На данном этапе фирма оценивает конкурентоспособность своей продукции. В качестве товаров-конкурентов фирма выбирает две аналогичные копировальные машины двух фирм (можно и больше, если они есть на рынке). Сравнение товаров проводится по наиболее важным параметрам машин. Выбор таких параметров осуществляется экспертным путем.

Методика оценки конкурентоспособности продукции в данном примере сводится к следующему. Выбранные параметры копировальных машин сравниваются аналогичными параметрами «воображаемой, идеальной» копировальной машины, соответствующей всем требованиям покупателя (табл. 3). Каждому параметру «идеальной» машины присваивается индекс 100, каждый параметр сравниваемых машин получает в случае соответствия требованиям покупателей индекс 100, в случае несоответствия – определенную часть от 100.

 

Таблица 3 Параметры копировальной машины «М 700» и их оценки по сравнению с «идеальной» машиной

 

Параметры Параметры «М 700» Оценка параметров Параметры «идеальной» машины (оценка каждого параметра =100)
Скорость копирования 20 коп./мин 30 коп./мин
Надежность 1,3 отказа/мес 1 отказ в мес. или меньше
Размеры 2252 куб. дюйма 1800 куб. дюйма
Качество копий 4% копий имеют дефекты в виде точек или полосок 2% копий или меньше имеют дефекты в виде точек или полосок
Легкость эксплуатации Для эксплуатации машины необходимо обучение в течение 0,5 ч Машину можно эксплуатировать после кратковременного обучения
Количество форматов, экземпляров копий и уровень автоматизации при их изготовлении 2 уменьшительных формата копий. Максимальное кол-во копий, изготовляемых автоматически, равно 50. Копирование на двух сторонах листа с применением ручных операций. Среднеарифметическая оценка «М-700» по сравнению с «идеальной» машиной.     76,67 Два уменьшенных формата копий. Максимальное количество копий, изготовляемых автоматически, равно 100

 

Как видно из табл.3, копировальная машина «М 700» ни по одному параметру не достигает уровня «идеальной» машины, хотя и довольно близка к ней по параметрам «качество копий» и «легкость эксплуатации».

Далее на основе оценок экспертов анализируемым параметрам копировальных машин присваивают весовые индексы, характеризующие степень важности рассматриваемых параметров для потребителей (табл. 4).

 

Таблица 4

 

 

Параметры Весомость каждого параметра для потребителей, %
Надежность
Качество копий
Количество форматов, экземпляров копий и уровень автоматизации при их изготовлении
Легкость эксплуатации
Скорость копирования
Размеры
Итого

 

После этого определяется средневзвешенный показатель качественного уровня машины «М 700» по сравнению с «идеальной» машиной (табл.5).

 

Таблица 5

 

Средневзвешенная параметрическая оценка машин «М 700»

Параметры Весовой индекс, % Параметрический индекс Взвешенный параметрический индекс
Надежность 25,5
Качество копий 27,0
Кол-во форматов, экземпляров копий и уровень автоматизации при их изготовлении 14,0
Легкость эксплуатации 9,0
Скорость копирования 3,25
Размеры 3,0
Итого 76,67 (среднеарифметический) параметрический индекс 81,75 (средневзвешенный параметрический индекс)

 

Как видим (табл. 5), среднеарифметическая оценка (не учитывающая весомость параметров) машины «М 700» равна 76,67. Однако, поскольку наиболее важными параметрами для покупателей являются «надежность» и «качество копий», большая их весомость компенсирует недостатки модели по менее важным параметрам, таким, как «размеры» и «скорость копирования». Средневзвешенный параметрический индекс машины «М 700» равен 81,75.

Далее машина «М 700» сравнивается с машинами-конкурентами, для чего параметры машин-конкурентов сравниваются сначала с параметрами «идеальной» машины. В нашем примере имеется два товара-конкурента. По результатам сравнения подсчитываются по каждой модели параметрический индекс и средневзвешенный параметрический индекс, а затем определяются соотношения средневзвешенных индексов товаров-конкурентов и «М 700» (табл. 6).

 

 

Таблица 6