Банковская система государства. Сущность, цели деятельности и функции банков
Банковская система - это исторически сложившаяся и закрепленная законодательно система организации банковского дела в стране, определяющая сферу деятельности, подчиненность и ответственность различных видов банков.
Исторически сложились два типа построения банковской системы: одноуровневая и двухуровневая.
Для одноуровневой банковской системы характерны преобладание горизонтальных связей между банками, универсализация их операций и функций. Это означает, что все кредитные институты, включая Центральный банк страны, находятся на одном уровне и выполняют одинаковые функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов.
В настоящее время в большинстве стран функционирует двухуровневая банковская система. Такая система предполагает существование центрального эмиссионного банка (первый уровень) и сети различных коммерческих банков (второй уровень).
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.
По вертикали - отношения подчиненности низовых звеньев (коммерческих банков) Центральному банку как руководящему и управляющему органу. По горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.
Центральный банк выступает носителем народохозяйственных интересов. Это банк правительства и банк банков.
Второй уровень банковской системы формируется непосредственно под воздействием потребностей хозяйствующих субъектов. Он представлен многообразными видами банков, а также небанковскими кредитными институтами. Для второго уровня банковской системы характерна:
- гибкость организационных форм и, как следствие, максимальная приспособляемость к потребностям клиентуры;
- простота основ кредитных отношений с клиентами (их суть - определение финансового состояния заемщика и ликвидности его баланса. Условие предоставления кредита - получение предприятием средней для данной сферы нормы прибыли);
- отсутствие прямого вмешательства государства во взаимоотношения банков с клиентами.
С экономической точки зрения банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий выполнение депозитных, кредитных, расчетно-кассовых и других банковских операций на систематической основе.
Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» понятие банка трактует следующим образом: банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Цели деятельности коммерческих банков
1. Получение прибыли и ее максимизация.
2. Надежность – понимается безусловная сохранность и возврат вверенных средств клиентов.
3. Ликвидность – это такое финансовое положение, при котором банк способен своевременно рассчитываться по своим обязательствам (возвратить привлеченные и заемные средства с учетом процентов по ним).
Функции банков:
1. Являются посредниками:
а) посредничество в кредите – осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц.
б) посредничество в платежах – коммерческие банки являются центрами, в которых пересекаются денежные потоки, концентрируются и перераспределяются средства, изменяются направления, сроки и размеры вложения средств и капиталов.
в) посредничество в операциях с ценными бумагами.
2. Мобилизуют денежные доходы и сбережения и превращают их в капитал.
3. Стимулируют накопления в хозяйстве.
4. Создают кредитные орудия обращения (банкноты и чеки), замещающие металлические деньги.
5. Регулируют денежный оборот посредством аккумуляции временно свободных денежных средств.