Банковская система государства. Сущность, цели деятельности и функции банков

Банковская система - это исторически сложившаяся и закреплен­ная законодательно система организации банковского дела в стране, определяющая сферу деятельности, подчиненность и ответственность различных видов банков.

Исторически сложились два типа построения банковской системы: одноуровневая и двухуровневая.

Для одноуровневой банковской системы характерны преобладание горизонтальных связей между банками, универсализация их операций и функций. Это означает, что все кредитные институты, включая Цент­ральный банк страны, находятся на одном уровне и выполняют одина­ковые функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов.

В настоящее время в большинстве стран функционирует двухуров­невая банковская система. Такая система предполагает существование центрального эмиссионного банка (первый уровень) и сети различных коммерческих банков (второй уровень).

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.

По вертикали - отношения подчиненности низовых звеньев (ком­мерческих банков) Центральному банку как руководящему и управляю­щему органу. По горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

Центральный банк выступает носителем народохозяйственных ин­тересов. Это банк правительства и банк банков.

Второй уровень банковской системы формируется непосредственно под воздействием потребностей хозяйствующих субъектов. Он предс­тавлен многообразными видами банков, а также небанковскими кредит­ными институтами. Для второго уровня банковской системы характерна:

- гибкость ор­ганизационных форм и, как следствие, максимальная приспособляе­мость к потребностям клиентуры;

- простота ос­нов кредитных отношений с клиентами (их суть - определение финан­сового состояния заемщика и ликвидности его баланса. Условие пре­доставления кредита - получение предприятием средней для данной сферы нормы прибыли);

- отсутствие прямого вмеша­тельства государства во взаимоотношения банков с клиентами.

С экономической точки зрения банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий выполнение депозитных, кредитных, расчетно-кассовых и других банковских операций на систематической основе.

Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» понятие банка трактует следующим образом: банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие бан­ковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Цели деятельности коммерческих банков

1. Получение прибыли и ее максимизация.

2. Надежностьпонимается безусловная сохранность и возврат вверенных средств клиентов.

3. Ликвидностьэто такое фи­нансовое положение, при котором банк способен своевременно рассчитываться по своим обязательствам (возвратить привлеченные и заемные средства с учетом процентов по ним).

Функции банков:

1. Являются посредниками:

а) посредничество в кредите – осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц.

б) посредничество в платежах – коммерческие банки являются центрами, в которых пересекаются денежные потоки, концентрируются и перераспределяются средства, изменяются направления, сроки и размеры вложения средств и капиталов.

в) посредничество в операциях с ценными бумагами.

2. Мобилизуют денежные доходы и сбережения и превращают их в капитал.

3. Стимулируют накопления в хозяйстве.

4. Создают кредитные орудия обращения (банкноты и чеки), замещающие металлические деньги.

5. Регулируют денежный оборот посредством аккумуляции временно свободных денежных средств.