Согласно ч. 1 ст. 1477 ГК РФ товарный знак определяется как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Понятие, признаки и виды товарных знаков
Понятие, признаки и виды товарных знаков
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Товарный знак является одним из наиболее распространенных средств индивидуализации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу своей природы он символизирует в глазах потребителей товаров и (или) услуг компании самого производителя и является буфером между начальным и конечным звеном рыночной цепочки. От его восприятия зависит образ фирмы и, в конечном итоге, успех ее деятельности на рынке. Поэтому любое неправомерное использование данного средства индивидуализации должно пресекаться, а потери правообладателю соразмерно компенсироваться.
В соответствии со ст. 15(1) Соглашения ТРИПС товарным знаком может быть любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Такие обозначения, в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Если знаки по своему существу не обладают способностью к различению соответствующих товаров или услуг, страны могут поставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе использования[1].
Товарный знак, в соответствии с общим значением слова, является обозначением, примененным к товарам или услугам какого-либо лица, с целью их различения. Таким образом, правовое определение товарного знака анализируется в двух положениях:
- определяющее природу товарного знака: товарный знак является обозначением, примененным к товарам или услугам какого-либо лица;
- устанавливающее функцию товарного знака: товарный знак служит для отличия товаров или услуг, к которым он применяется.
Товары или услуги, обозначенные товарным знаком, не являются случайными. Они являются товарами или услугами, которые происходят от лица, которое изготовило обозначенные товарным знаком товары или продает их или которое предлагает обозначенные товарным знаком услуги. Именно отсюда происходит функция товарного знака.
Функция товарного знака состоит в том, чтобы «отличать» объекты, которые он обозначает, то есть позволять публике распознавать их среди других объектов того же вида.
То или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения:
а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
б) с товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров. Регистрация данных товарных знаков допускается при имеющемся согласии правообладателя. Данное уточнение слабо учитывает критерий новизны, поэтому в проекте изменений в раздел VII ГК РФ, делается еще одно уточнение: при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Данное уточнение, на наш взгляд, необходимо дополняет данную норму и органически вписывает ее в международное законодательство (Парижская конвенция), учитывая в большей мере параметр новизны товарного знака, а также права потребителей.
в) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в Российской Федерации, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием;
г) с фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями либо с наименованиями селекционных достижений (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;
Признак новизны тесно связан с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу по дате подачи соответвующе оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (Роспатент). Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране-участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Патентное ведомство РФ заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Патентное ведомство РФ заявка на товарный знак поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Наконец, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.
Таким образом, сущность требования новизны означает, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.
В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному – наличие между ними сходства до степени их смешения.
Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков – на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений – на восприятие изобразительных и словесных элементов, как в совокупности, так и в отдельности.
Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. По общему правилу лишь с момента официального признания обозначения товарным знаком можно говорить о нем как о самостоятельном объекте правовой охраны. Российское законодательство не охраняет не зарегистрированные в Роспатенте обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков.