Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансовых результатов

Необходимым элементом экономического анализа является иссле­дование результатов финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли (или убытка) и уровнем рентабель­ности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фон­довых биржах и пр.).

Механизм формирования финансовых результатов, действующий на сегодняшний день, приведен на рис. 1.

Рисунок – Схема формирования фнансовых результатов предприятия

 

Финансовый результат — обобщающий показатель анализа и оцен­ки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на опреде­ленных стадиях (этапах) его формирования.

Главным показателем эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из не­скольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельно­сти организации. Наиболее общей характеристикой является прибыль. Поэтому анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налого­обложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли пред­приятия.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или убыток) сла­гается из финансового результата от обычных видов деятельности, а так­же прочих доходов и расходов.

Цель анализа финансовых результатоворганизации — финансово-эко­номическое обоснование вариантов управленческих решений, реализа­ция которых обеспечит устойчивый рост ее финансовых результатов.

Основными задачами анализа финансовых результатовдеятельности являются:

■ оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализи­руемый период в целом по организации, а также по направлени­ям деятельности, по структурным подразделениям;

■ факторный анализ показателей прибыли и рентабельности и вы­явление внешних и внутренних факторов на формирование фи­нансовых результатов;

■ анализ финансовых результатов от прочей реализации, инвести­ционной и финансовой деятельности и выявление факторов и причин изменения показателей;

■ анализ формирования и распределения прибыли;

■ оценка динамики показателей рентабельности и анализ факто­ров, воздействующих на уровень использования средств;

■ анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции;

■ оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

■ выявление резервов увеличения суммы прибыли и.рентабельности;

■ разработка мероприятий по использованию выявленных резер­вов.

Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период фор­мируется аналитическая таблица, в которой отражаются сведения о ве­личине прибыли за базовый и отчетный периоды в разрезе ее составных частей. Рассчитывается изменение абсолютных значений и удельный вес каждого вида прибыли в составе прибыли за отчетный период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных от­клонений.

При этом анализ следует проводить в условиях приведения величин прибыли за базовый и отчетный период в сопоставимый вид, т. е. с уче­том влияния инфляции. Для этого перед тем как проводить расчет при­были, выручка корректируется (уменьшается) на величину индекса роста цен, а затраты — на величину роста цен по элементам себестои­мости.

Следует различать понятия «расходы», «затраты», «себестоимость». От их правильной идентификации зависит формирование адекватных ре­зультатов анализа. Сгруппированные особым образом доходы и расходы отражаются в отчете о прибылях и убытках. Итоговым показателем отче­та считается чистая прибыль, формируемая в виде разницы между всеми начисленными доходами и расходами.

В процессе анализа используются разнообразные показатели прибы­ли, которые можно классифицировать следующим образом:

1) по видам хозяйственной деятельности:

· прибыль от основной (операционной) деятельности;

· прибыль от инвестиционной деятельности;

· прибыль от финансовой деятельности;

2) по составу включаемых элементов:

· маржинальная прибыль;

· валовая прибыль;

· прибыль от реализации продукции;

· брутто-прибыль;

· прибыль до налогообложения;

· чистая (нераспределенная прибыль);

3) по характеру деятельности предприятия:

· прибыль от обычной деятельности;

· прибыль от чрезвычайных операций;

4) по характеру налогообложения:

· налогооблагаемая прибыль;

· льготируемая прибыль;

5) по степени учета инфляционного фактора:

· номинальная прибыль;

· реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в от­четном периоде;

6) по экономическому содержанию:

· бухгалтерская прибыль;

· экономическая прибыль;

7) по характеру использования:

· капитализированная прибыль;

· потребляемая прибыль.

Анализ прибыли организации рекомендуется проводить в опреде­ленной последовательности.

Результаты анализа используются для принятия экономических ре­шений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия и т. д.