Сущность и состав оборотных средств
ВОПРОС 17
Оборотные средства — это составная часть имущества авиапредприятия. Одно из главных условий успешной деятельности предприятия — высокая эффективность их использования Современные рыночные отношения формируют новые условия организации оборотных средств. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности использования оборотных средств.
Оборотные средства —это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Типовой состав и классификация оборотных средств представлены в табл. 1
Таблица 1
Состав и классификация оборотных средств
Виды оборотных средств | Состав оборотных средств | Признаки классификации |
Оборотные производственные фонды | 1. Производственные запасы: сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты вспомогательные материалы топливо тара запасные части для ремонта малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструмент, приспособления и инвентарь, форменная и спецодежда на складе. (1-6) В процессе производства(7-8) 2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления (7) 3. Расходы будущих периодов (8) | Нормируемые оборотные средства |
Фонды обращения | 4. Готовая продукция на складе и отгруженная, находящаяся в оформлении 5. Товары отгруженные, но не оплаченные покупателями 6. Денежные средства в кассе и на счетах в банке 7. Дебиторская задолженность 8. Средства в прочих расчетах | Ненормируемые оборотные средства |
По своей экономической природе оборотные средства — это денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Основное назначение оборотных средств — обеспечение непрерывности и ритмичности производства.
По своему составу оборотные средства делятся на следующие укрупненные четыре группы:
- производственные запасы оборотные фонды
- незавершенное производство
- готовые изделия и товары (услуги) фонды обращения
- денежно-расчетные активы
Классификация оборотных средств авиакомпании (рис. 1) обращения.
|
|
|
|
| ||||||||
Рис1. Схема оборотных средств авиакомпании
Оборотные производственные фонды— это предметы труда, которые потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства, как правило, изменяют свою натурально-вещественную форму.
Оборотные производственные фонды могут находиться:
- в производственных запасах;
- в процессе производства.
К производственным запасам относятся предметы труда, необходимые для обеспечения производственного процесса, но еще не включенные в него (сырье; основные материалы; запасные части к СВАД, машинам, оборудованию; форменное обмундирование и спецодежда на складе; горючесмазочные материалы (ГСМ); малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты).
По назначению в производственном процессе (по элементам) оборотные средства можно подразделить на следующие группы.
I. Производственные запасы.Все элементы производственных запасов (1-6) выступают в трех формах.
1. Транспортный запас — со дня оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад.
Транспортный запас создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота, включая их акцепт. Формула расчета норматива транспортного запаса следующая:
М = Мп / Рм,
где Мп — товарно-материальные ценности в пути (по данным бухгалтерского баланса);
Рм — однодневный расход материалов по смете затрат на производство и непроизводственные нужды.
Норма транспортного запаса рассчитывается лишь в том случае, если время нахождения ценностей в пути больше времени движения расчетных документов (включая их акцепт).
2. Складской запас разделяется на подготовительный и текущий.
- Подготовительный запас создается в тех случаях, когда данный вид сырья или материалов нуждается в выдержке (время естественных процессов).
- Текущий запас создается для обеспечения потребности в материалах и сырье между двумя поставками. Размер максимального текущего запаса определяется по формуле:
,
где — максимальный текущий запас соответствующего материала;
— объем среднесуточного календарного потребления;
Тп — величина интервала поставок данного вида материалов.
3. Страховой запас создается в тех случаях, когда происходят частые изменения интервала поставок, и зависит от конкретных условий работы предприятия. Принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоев в поставках.
II. Средства в затратах на производство(7-8).
Незавершенное производство (7) — это продукция (работы), не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом. Для авиакомпании незавершенной продукцией может быть неукомплектованный груз, находящийся на складе, или груз, не прошедший обследование и техническую приемку.
Расходы будущих периодов (8) - это расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (затраты по освоению новых видов продукции, совершенствованию технологии, подписка на периодические издания, арендная плата, вносимые авансом налоги, сборы и др.).
Фонды обращенияавиакомпании связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Их вещественным содержанием являются: готовая продукция (услуга), денежные средства в пути, средства в кассе и на расчетном счете, незаконченные расчеты с потребителями и т. д.
III. Готовая продукция/услуга(9) (готовой продукцией авиакомпании считается услуга по перевозке пассажиров и грузов) — это законченная и изготовленная продукция, прошедшая испытания и приемку, полностью укомплектованная согласно договорам с заказчиками и соответствующая техническим условиям и требованиям.
В авиакомпании услуга может быть двух видов:
- услуга (билет на перевозку), проданная покупателю (оплачена заказчиком);
- отгруженная, но не оплаченная услуга.
IV. Денежные средства и расчеты (средства расчета) (10-12).
Расчеты с дебиторами (средства в расчетах с дебиторами) (10). Дебиторы — это юридические и физические лица, которые имеют задолженность предприятию (данная задолженность называется дебиторской).
Доходные активы (11) — это краткосрочные (на срок не более 1 года) вложения предприятия в ценные бумаги (рыночные высоколиквидные ценные бумаги), а также предоставленные другим хозяйствующим субъектам займы.
Денежные средства (12) — это средства на расчетных счетах и в кассе предприятия.
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на:
1) внешние,оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия. К ним относят:
-общеэкономическая ситуация,
- налоговое законодательство,
- условия получения кредитов и процентные ставки по ним,
- возможность целевого финансирования,
- участие в программах, финансируемых из бюджета.
- доступность на внешние рынки транспортных услуг.
Эти и другие факторы определяют рамки, в которых предприятие может манипулировать внутренними факторами рационального движения оборотных средств.
На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам, влияющим на состояние и использование оборотных средств, можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита.
2) внутренние,на которые предприятие может и должно активно влиять. К внутренним факторам относят:
- производство: технологический и технический аспект;
- кадровая политика: обеспеченность кадрами, уровень квалификации персонала;
- менеджмент авиакомпании;
- финансовая политика: возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- маркетинговая политика;
- издержки авиакомпании: уровень тарифа при производстве услуги, уровень тарифа при продаже услуги;
- качество оказываемых услуг.
Кризис сбыта произведенной продукции (услуг) и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств.
Следовательно, необходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия.
При существующих темпах инфляции полученную авиакомпанией прибыль целесообразно направлять прежде всего на пополнение оборотных средств.
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заключаются непосредственно в самой авиакомпании. В сфере производства это относится прежде всего к производственным запасам.