Финансовые результаты деятельности предприятия. Формирование и использование прибыли.

Лекция 7

Гарантийный депозит

Представляет собой размещенный в кредитной организации-кредиторе депозит юридического лица, которое имеет перед кредитной организацией неисполненное денежное обязательство, либо обязательство по договору поручительства или банковской гарантии.

Гарантийный депозит учитывается для целей положения Банка России № 254-П, если отсутствуют препятствия для прекращения обязательств путем зачета требований по гарантийному депозиту, включая отсутствие в договоре депозита условия о возможности досрочного возврата депозита, а срок возврата депозита юридического лица- заемщика (контрагента по обязательству кредитного характера, а также юридического лица. Которое имеет перед кредитной организацией по договору поручительства либо в силу банковской гарантии обязательства по обеспечению ненадлежащего исполнения основных обязательств) наступает не ранее срока исполнения его обязательства перед кредитной организацией и не позднее 30 календарных дней после наступления указанного срока.

 

Вопросы:

1. Понятие финансовых результатов. Сущность и значение прибыли предприятия

2. Содержание и виды прибыли

3. Понятие и виды рентабельности

4. Анализ эффективности деятельности предприятия

 

 

  1. Понятие финансовых результатов. Сущность и значение прибыли предприятия

 

 

В условиях планового социалистического хозяйства экономическая работа на предприятии сводилась в основном к анализу показателей производства. Такой анализ строился по схеме «план – факт», и, по сути, его результаты не интересовали ни бухгалтеров, ни руководителей предприятий. В странах с рыночными отношениями приоритет в бизнесе принадлежит финансовому управлению (финансовому менеджменту). Составной его частью является финансовый анализ как система специальных знаний, позволяющая накапливать, трансформировать, обрабатывать информацию финансового характера и, самое главное, оценивать полученные финансовые результаты.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия, после продажи продукции доход получает форму прибыли.

Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа результатов деятельности являются :

- Контроль за выполнением планов реализации продукции;

- Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

- Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

- Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

- Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Однако в ряде случаев активная деятельность в какой либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность благотворительная).

2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства.

3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса.

4. Прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая “очищена” от понесенных затрат на осуществление этой деятельности.

5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п.

С учетом рассмотренных основных характеристик её понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом:

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитала, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица), так и предприятия (юридические лица).

Рассмотрим роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики

7 основной защитный механизм от угрозы банкротства предприятия 1 главная цель предпринимательской деятельности 2 база экономического развития государства
6 важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества Прибыль предприятия в условиях рыночной экономики 3 критерий эффективности конкретной производственной деятельности
5 главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия   4 основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия

 

Теперь рассмотрим составляющие подробно:

Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть госбюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия.

Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях – тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышение конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов.

Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты различных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных членов общества. Кроме того, эта роль появляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала.

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала (финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, можно также упомянуть о следующих типах прибыли:

Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска.

Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию, создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

Прибыль, полученная предприятием от «теневой» деятельности, в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания. Рост объема такой деятельности является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов, как государства, так и предпринимателей. Кроме того, эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, источником реального прироста чистого национального дохода.

Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает.

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

  1. Содержание и виды прибыли

 

Для характеристики прибыли предприятия рассмотрим основные ее виды и механизм формирования, определенные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и российским законодательством о налогах и сборах. Данная классификация видов прибыли представлена в форме №2 приложения к балансу «Отчет о прибылях и убытках». Форма отчета приведена ниже.

На основании приведенной формы рассмотрим классификацию и расчет различных видов прибыли.

  1. Валовая прибыль

Валовая прибыль вычисляется как разница между выручкой от продаж (за вычетом НДС, акцизов и др. аналогичных платежей) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг)

ВП = ВР – С

 

 

Отчет о прибылях и убытках (упрощенно)

 

наименование
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога
на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость продаж
Валовая прибыль (убыток)                
Коммерческие расходы                
Управленческие расходы                
Прибыль (убыток) от продаж              
Доходы от участия в других организациях
Проценты к получению                
Проценты к уплате                
Прочие доходы          
Прочие расходы              
Прибыль (убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода          

 

  1. Прибыль (убыток) от продаж

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой величину валовой прибыли, уменьшенной на сумму коммерческих расходов и управленческих расходов.

ПП = ВП – КР – УР

Коммерческие расходы включают транспортные расходы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, расходы на рекламу, комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, на подготовку и переподготовку кадров, представительские, на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация, арендная плата) и др.

 

  1. Прибыль (убыток) до налогообложения

Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) определяется на основе прибыли от продаж

ПДН = ПП +Д ± П ± ПД

+ означает доход

- убыток

Прочие доходы и прочие расходы:

Операционные доходы включают доходы от продажи основных средств и другого имущества организации; проценты, полученные по выданным займам; проценты по вкладам в банках (вынесены отдельной строкой в отчете); доходы от участия в деятельности других организаций (вынесены отдельной строкой в отчете) и др.

Операционные расходы - проценты, которые организация платит по кредитам и займам (вынесены отдельной строкой в отчете); отчисления в резервы (например, по сомнительным долгам); суммы налогов и сборов, относимые на финансовые результаты; расходы, связанные с выбытием основных средств и др.

Внереализационные доходы – это активы, полученные безвозмездно; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы; штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, которые признаны должником или присуждены судом; суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы.

Внереализационные расходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, которые признаны организацией или присуждены судом; курсовые разницы; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, не реальных для взыскания; суммы уценки активов и другие расходы (см. подробнее в лекции по себестоимости).

 

  1. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Чистая прибыль (укрупнено) определяется на основе прибыли до налогообложения за вычетом текущего налога на прибыль

ЧП = ПДН – ТНП

Текущий налог на прибыль рассчитывается как произведение прибыли до налогообложения и ставки налога на прибыль. По действующему законодательству прибыль облагается налогом по ставке 20%, из них часть суммы налога из прибыли перечисляется в федеральный бюджет, а другая часть – в субъекты РФ.

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.

За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Информация о распределении прибыли содержится в форме № 2 и форме № 3 в расчете отчислений в фонды.

Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.

Используется чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, как правило, следующим образом:

· страховой запас или резервный фонд, который формируется на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе

· фонд развития производства – включает мероприятия по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, на приобретение нового оборудования, внедрение новых технологий и поддержку конкурентоспособности продукции на уровне требований рынка

· фонд социального развития предусмотрен на строительство, ремонт зданий, сооружений, находящихся на балансе предприятия, детских учреждений, поликлиник, объектов социально- культурного и медицинского назначения и т.д.

· фонд материального поощрения включает в себя материальную помощь, пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсации работникам на питание и т.д.

· проценты за кредиты банка

· и т.д.

При этом не обязательно всю прибыль использовать полностью. Остаток неиспользованной прибыли имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен на покрытие возможных убытков, на финансирование различных затрат. Нераспределенная прибыль свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

 

  1. Понятие и виды рентабельности

 

Несмотря на то, что прибыль относится к важнейшим экономическим показателям работы предприятия, она в абсолютной своей величине не характеризует эффективность его работы. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. В качестве критерия эффективности работы предприятия выступают различные показатели рентабельности.

Рентабельность - показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Различают следующие показатели рентабельности:

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное отношение годовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:

 

ПДН (ЧП)

Рпр = --------------------- х 100 % ,

Фо + Фоб

 

где Рпр - рентабельность производства, %;

Пб –до налогообложения прибыль, чистая прибыль, руб.;

Фо - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

Фоб - величина оборотных средств, руб.

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от продаж к себестоимости продукции:

ПП

Рп = ------------- х 100 % ,

Сп

 

где Рп - рентабельность реализуемой продукции (%);

Пр - прибыль от продаж продукции, руб.,

Сп - себестоимость реализуемой продукции, руб.

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от продаж продукции к выручке от реализации продукции.

ПП

Рпродаж = ------------- х 100 % ,

ВР

 

где Рпродаж - рентабельность продаж (%);

Пр - прибыль от продаж продукции, руб.,

ВР – выручка от реализации продукции, руб.

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

 

Рост отмеченных показателей в динамике представляет собой положительную тенденцию и характеризует повышение эффективности функционирования предприятия.

 

  1. Анализ эффективности деятельности предприятия

 

В процессе анализа эффективности деятельности предприятия решаются следующие задачи:

- какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;

- какой объем реализации обеспечит достижение безубыточности;

- каковы оптимальные объем и структура выпуска;

- как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;

- какой «запас прочности» есть у предприятия;

- какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;

- какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;

- какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;

- как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;

- производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне;

- какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.

Ключевыми элементами подобного анализа выступает анализ соотношения «затраты – объем – прибыль», в рамках которого исследуются следующие показатели: маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

- наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

- выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

- вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рисунок 1.).

Изображенная на рисунке 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

 

Тбез = С / (Ц-V),

 

Где С- постоянные затраты на годовой объем производства, тыс. руб,

Ц – цена единицы продукции, тыс. руб.,

V – переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.

 

 

Рисунок 1. – Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Если провести из точки безубыточности перпендикуляр на ось абсцисс – мы получим критический (пороговый) объем производства (реализации), это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

Если провести из точки безубыточности перпендикуляр на ось ординат – мы получим величину порога рентабельности (величина пороговой выручки), равную произведению критического объема реализации на цену единицы продукции.

Запас финансовой прочности (маржинальный запас прочности) определяется как разность между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности.

Маржинальный запас прочности может быть выражен относительно:

ЗПм = ((ВР – Вп) / (ВР) * 100 %,

где ЗПм – маржинальный запас прочности;

ВР – выручка от реализации продукции

Вп – пороговая выручка.

Маржа безопасности определяется как разность между объемом реализации в натуральном выражении и критическим объемом реализации.

Производственный леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

ЭПЛ = МД / П, или

(Зпост + П) / П = 1 + (Зпост / П),

где ЭПЛ – эффект производственного левериджа;

П – прибыль от реализации

МД – маржинальный доход

Зпост – затраты постоянные

Найденное с помощью данной формулы значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

ЭПЛ = ∆П / ∆В

где ∆П – изменение прибыли от реализации, %;

∆В – изменение выручки от реализации, %.

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:

- цены и объема продаж;

- переменных и постоянных затрат;

- комбинации любых перечисленных факторов.

В основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.