Товар и товарная политика
Лекция 5
1. Товар и его коммерческие характеристики. Показатели товара.
2. Оценка конкурентоспособности товара.
3. Марка и марочная политика
4. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий.
5. Позиционирование товара на рынке.
6. Управление ассортиментом.
1. Товар – это продукт человеческого труда, который произведен для продажи. Однако цели и функции маркетинга как долгосрочной программы создания, производства и сбыта продукции расставляют свои особые акценты в категории "товар". Они связанны прежде всего с его свойствами, которые ориентированны в первую очередь на желания и интересы потребителей, а не на производственные возможности предприятий.
С точки зрения маркетинга товаром являются: изделия и услуги предлагаемые покупателю; услуги, сопутствующие товару (упаковка, маркировка, обслуживание); выгоды, которые получает покупатель благодаря совершенной покупке.
Вместе с тем, не всякую продукцию можно назвать товаром. С точки зрения маркетинга условно товар можно представить как систему элементов: продукция; необходимое количество продукции; комплекс обеспечивающих и ограничивающих элементов (стандарты, нормативные акты, инструкции по приготовлению и употреблению, др.); комплекс маркетинга (цена, методы, распространения и стимулирования).
Проявление тех или иных товаров на рынке обусловлено возникновением потребностей в них. Для удовлетворения разнообразных потребностей создается товарный ассортимент, состоящий из товаров разного качества, стоимости, отличных по числу выполняемых функций, разных по форме, весу и т.п. Объем товара, находящегося на рынке, и товара, который туда может быть доставлен для продажи, называют товарным предложением. количественная и качественная сторона товарного предложения выражаются в объеме и составе товаров.
Товар, в зависимости от запросов покупателя, может удовлетворить, либо не удовлетворить его потребности. если товар полностью удовлетворяет потребность покупателя, то его в данный момент можно назвать "идеальным товаром".
Для производителя важно определить те характеристики "идеального товара", которые необходимо реализовать в процессе производства товара. Однако, следует учитывать, что "идеальный товар" существует в сознании покупателя достаточно короткое время. Появление на рынке новых товаров, научно-технический прогресс, появление прогрессивных технологий возделывания культур, приводят к изменению потребностей и к тому, что на место "идеального товара" заступает новый товар, отличающийся, как правило, в лучшую сторону и способный в данное время более полно удовлетворить новые потребности покупателя.
Основными показателями, которые формируют соответствующее представление о товаре и способствуют его эффективному продвижению и потреблению, являются следующие: возможность приобретения, ценность (полезность), цена, качество, срок службы, форма, упаковка, имидж, марка, экологичность.
2. Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность производимой продукции в настоящее время является основной проблемой национальной экономической безопасности, так как Россия по этому показателю находится на 56-м месте среди развитых стран по данным 1996 г., представленным Международным институтом управления в Лозанне и Гарвардским университетом.
По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.
Как отмечалось выше (см. 2.6), конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя — оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Ж.-Ж. Ламбен факторы превосходства группирует в две широкие категории — внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, которые характеризуют конкурентоспособность товара и фирмы. Внешнее конкурентное преимущество отражает "рыночную силу" товара, которая обусловливает возможность его продажи по более высокой цене, чем аналогичного товара конкурента, и удовлетворения ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве в отношении издержек производства, на более высокой производительности, когда себестоимость товара ниже, чем у конкурента.
Таким образом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит также такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, т.е. состояние расширенных характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брэндинг и т.д.).
Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки: цена — качество — сервис — маркетинговое окружение (табл. ).
Как видно, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными факторами, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы качественных, экономических и маркетинговых показателей .