Функции прибыли

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

1. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

3. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Виды прибыли

В хозяйственной практике употребляются следующие определения прибыли: прибыль от продаж, балансовая прибыль; бухгалтерская прибыль, налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль, нераспределенная прибыль, маржинальная прибыль.

Не все определения нормативно закреплены и употребляются в самых различных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации.

Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247), прибылью в целях налогообложения организации признается «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с настоящей главой».

Прибыль от продаж рассчитывается как выручка от продаж за вычетом расходов по обычным видам деятельности, включая расходы на производство продукции, приобретение товаров (в отчетности – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг), их реализации (коммерческие расходы) и административные расходы (управленческие). С учетом специфики производственной и торговой деятельности можно представить формулы:

 

Пп = Вн - ЗПР = В - ЗП - КР - для производства

Пп = ТОн - ПСТ(опт, розн.) - ИО = åТНопт - ИО - для торговли

 

где Вн - выручка-нетто, т.е. за вычетом косвенных налогов (НДС, Акцизов);

ТОн - товарооборот-нетто;

ЗПР - затраты по производству и реализации продукции (полная себестоимость произведенной продукции)

ЗП - затраты, связанные с производством продукции, включая управленческие

КР - затраты, связанные с реализацией продукции (коммерческие расходы)

ПСТ - затраты на закупку товаров

ИО - издержки обращения торговой организации (по осуществлению торговой деятельности).

В хозяйственной практике прибыль, которая является результатом финансово-хозяйственной деятельности и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью. Такая терминология спорна, т.к. в «Бухгалтерском балансе» (форма № 1) отражается только нераспределенная прибыль.

Балансовая прибыль - это общая сумма прибыли организации. Ее аналогом в отчетности является прибыль до налогообложения, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета и потому получившая в последнее время название бухгалтерской прибыли.

Бухгалтерская (балансовая) прибыль формируется как сумма прибыли от продаж (по обычным видам деятельности) прочих результатов (последние две группы представляют собой сальдо соответствующих доходов и расходов).

Чистая прибыль обычно характеризуется как прибыль после уплаты всех налогов и обязательных платежей.

Нераспределенная прибыль рассчитывается как чистая прибыль, уменьшенная на величину дивидендов и отчислений в резервный фонд. Накопленная за прошлые и отчетный периоды накопленная прибыль является частью собственного капитала организации и отражается в ф. № 1.

Маржинальная прибыль – это расчетный показатель, разность между суммой выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль организации служит мерой оценки ее способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую балансовую прибыль. При равенстве маржинальной прибыли и постоянных затрат достигается точка безубыточности организации. При превышении постоянных затрат над маржинальной прибылью основная деятельность организации будет убыточной. Маржинальная прибыль – основной показатель операционного анализа.

 

Формирование и распределение прибыли

Следует отличать два варианта формирования прибыли:

1. на основе положений по бухгалтерскому учету и отчетности

2. на основе налогового законодательства, а точнее Налогового Кодекса РФ (гл. 25).

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержаться в Отчете о прибылях и убытка (форма № 2 годовой и квартальной отчетности). Эта форма включает большинство применяемых и рассчитываемых показателей прибыли. В бухгалтерском балансе (форма №1) отражается только нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного периода).

В соответствии с 25 гл. НК прибыль формируется следующим образом:

Прибыль до налогообложения = Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации) + Внереализационные доходы - Расходы, связанные с производством и реализацией – Внереализационные расходы;

На величину прибыли предприятия и как следствие на сумму налога на прибыль существенное влияние оказывает величина расходов предприятия, поэтому Налоговый Кодекс РФ четко регламентирует их состав.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются по экономическим элементам на:

1. материальные расходы;

2. расходы на оплату труда;

3. суммы начисленной амортизации;

4. прочие расходы.

Расходы зависят и о отраслевых особенностей предприятия (производство, торговля).

Особенностью сферы торговли является то, что в составе издержек обращения нет "основных" материальных затрат, т.е. затрат на приобретение товаров (в производстве сырье и материалы для основной деятельности включаются в себестоимость продукции).

Прибыль от продажи является важнейшей частью доходов коммерческой организации и определяется как разность между суммой средств, поступающих от продажи продукции, товаров, работ, услуг, и текущими затратами организации.

Налогооблагаемая прибыль - это совокупная прибыль организации за отчетный период, которая рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ и служит налоговой базой для определения суммы налога на прибыль, подлежащей перечислению в бюджет. Отличия в ее формировании в сравнении с бухгалтерской прибылью связано (прежде всего) с ограничением государством части расходов путем установления предельных норм и лимитов норм (например, расходы на рекламу включаются в расчет в размере не более 1 % от выручки отчетного период, представительские расходы – не более 4% от начисленной оплаты труда), тогда как в бухгалтерском учете все расходы учитываются в полном объеме, т.е. бухгалтерская себестоимость продукции будет, как правило, выше налоговой.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью состоит из постоянных и временных разниц.

Сумма налога, начисленная исходя из налогооблагаемой прибыли и подлежащая перечислению в бюджет называется в бухгалтерском учете текущим налогом на прибыль и отражается в форме № 2. Сумма, рассчитанная через ставку налога на прибыль и бухгалтерскую прибыль называется условным расходом по налогу на прибыль. Он больше текущего налога на прибыль на величину постоянных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов, но меньше его на величину отложенных налоговых обязательств.

Постоянные разницы – это доходы и расходы, включаемые в формирование бухгалтерской прибыли, но не учитываемые при формировании налогооблагаемой ни в отчетный, ни в будущий период (например, представительские расходы сверх норм). Временные разницы – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном периоде, а налогооблагаемую - в другом. Различают вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы. Первые приводят к уменьшению, а вторые – к увеличению суммы уплачиваемого налога в будущем, (например, разницы в суммах начисленной амортизации). На основе разниц рассчитываются постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. Это суммы переплаченного или недоплаченного в сравнении с бухгалтерским законодательством налога на прибыль. Причем переплата в части постоянных налоговых обязательств никогда не будет возмещена.

Итоговая строка формы № 2 показывает прибыль, которую в теории финансов принято называть "чистой", т.е. прибыль за вычетом всех налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Прибыль, полученная организацией, распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности организации как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения организаций и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. При этом налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности, а налогооблагаемая прибыль, исчисляемая налогоплательщиками по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Коммерческие организации осуществляют расходы исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных затрат. Однако в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли (путем завышения себестоимости продукции) некоторые виды расходов регулируются государством путем установления лимитов, норм и нормативов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) регламентируется внутренними документами (уставом и учетной политикой организации). В соответствии с уставом или решением распорядительного органа могут создаваться специальные фонды: фонд накопления, потребления, резервные фонды. Если фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды, материальное стимулирование работников, благотворительные цели.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, разделяется на капитализируемую часть и потребляемую часть.

Капитализируемая часть направляется на инвестирование производственного развития, формирование резервного и других страховых фондов. Могут быть и другие формы капитализации прибыли - взносы в уставные капиталы других организаций, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения и т. п.

Потребляемая часть прибыли направляется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов акционерам и учредителям), на материальное стимулирование персонала, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, содержание действующих и строительство новых социально-бытовых объектов и т. п.

Если прибыль не расходуется на потребление, то она числится в балансе организации как нераспределенная прибыль, являясь частью собственного капитала.

Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент ее капитализации, который рассчитывается как отношение суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли.

Чем выше этот показатель, тем больше у организации возможностей осуществлять свое дальнейшее стратегическое развитие, тем выше темпы возрастания ее рыночной стоимости.