Методы конкурентной борьбы
Типы конкурентного поведения
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Конкуренция(от лат. конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.
Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.
Функции конкуренции:
- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;
- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;
- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
- установление равновесной рыночной цены.
Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция. Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы:
- продажа по цене ниже себестоимости;
- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара;
- недобросовестное копирование товаров и конкурентов, незаконное использование товарного знака;
- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
- коммерческий шпионаж и т.п.
Ценовая конкуренция:
- борьба между производителями за сверхприбыль путем уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;
- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.
Неценовая конкуренция:
- повышение качества продукции за счет совершенствования технических характеристик товаров;
- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;
- производство товаров-заменителей;
- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;
- использование массовой рекламы и т.п.
В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:
- совершенной конкуренции и
- несовершенной конкуренции.