Матрица конкурентных преимуществ
Сколько на рынке продавцов и покупателей. Важно ли это?
Лекция 4. Конкуренция и монополия
ИГОРЬ. Если цена определяется всеми покупателями и всеми продавцами, т.е. рыночным, а не индивидуальным спросом и предложением, - это и есть конкуренция?
АНТОН. Так можно сказать, только если продавцов и покупателей очень много.
ИГОРЬ. Что значит "очень много"?
АНТОН. Это значит, что каждый продавец и каждый покупатель не могут повлиять на рыночную цену и является ее потребителем, а не производителем.
ИГОРЬ. Понимаю! Он - каждый отдельный продавец или покупатель - может продать или купить по сравнению с объемом всего рынка так мало. что не в состоянии изменить соотношение спроса и предложения на всем рынке товара.
БАРБОС. В нашем доме так много собак, что если бы соседская собака переехала в какой-нибудь другой дом или город, этого никто бы не заметил.
ИГОРЬ. Хорошо, а если весь товар на рынке продает один продавец (он же производитель)?
АНТОН. Тогда это называется монополией.
ИГОРЬ. А если весь товар на рынке покупает один покупатель?
АНТОН. Тогда это называется монопсонией (т.е. монополией покупателя).
ИГОРЬ. Ты, наверное, хочешь сказать, что монополист заменяет на рынке всех продавцов и поэтому в состоянии повлиять на цену?
АНТОН. Ты прав, друг мой. И монополист, и монопсонист могут не только уменьшать или увеличивать количество, например яблок, которые они продают или покупают, но также могут изменять и цену на рынке.
ИГОРЬ. Мне приходилось не раз попадать в ситуацию, когда я был единственным покупателем на рынке цветов, и мне частенько удавалось понизить цену.
АНТОН. Вот, вот, а монополист, как правило, завышает цену на рынке.
ИГОРЬ. Но не думаю, чтобы монополист делал это в ущерб себе.
АНТОН. Конечно, он всегда маневрирует, так как повышение цен может привести и приводит к снижению объема купленного товара. Значит, надо выбирать, что принесет больше выгоды - продать больше товара по более низкой цене, или продать по более высокой цене меньшее количество товара. В реальной жизни трудно встретить чистую конкуренцию и чистую монополию. Мы чаще всего наблюдаем ситуации, промежуточные между конкуренцией и монополией.
Вид выбираемой стратегии зависит от положения предприятия на рынке и от характера его действий.
Лидер рынка занимает доминирующее положение, располагая значительными стратегическими возможностями.
Преследователи лидера на рынке не занимают доминирующего положения в настоящее время, но желают по мере накопления конкурентных преимуществ занять место, близкое к лидеру, и по возможности обогнать его.
Избегающие прямой конкуренции предприятия согласны со своим положением на рынке и мирно существуют с лидером.
Предприятия, занимая определенное положение на рынке, могут выбрать упреждающую или пассивную стратегию для обеспечения своих конкурентных преимуществ (табл. 4).
Таблица 2