Экономическая сущность косвенных налогов
Налог на добавленную стоимость в РБ
Экономическая сущность косвенных налогов.
Лекция 3. Косвенные налоги
Косвенные налоги - это неотъемлемая часть налоговой системы любой страны. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания.
Существуют два основных критерия деления налогов на прямые и косвенные, которые приобрели широкое распространение:
1) критерий перелагаемости. Посредством обменных операций законодательно установленный плательщик косвенного налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо – лицо, фактически уплачивающее данный налог. Таким образом, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
2) критерий способа взимания (самый распространенный на данный момент) согласно которому: прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения); косвенные налоги - налоги на потребление, налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы.
3) критерий платежеспособности, в соответствии с которым к прямым налогам относится обложение налогом определенного источника (земли, недвижимости и т.п.), к косвенным налогам – налогообложение, при осуществлении которого государство учитывает платёжеспособность лица. Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путём подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнёс к косвенным.
Косвенные налоги выступают в следующих видах:
1) Налог на добавленную стоимость.
Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. Поэтому его часто называют «европейским налогом. Сегодня НДС действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Единственное из развитых государств, где такого налога нет, - США.
В основу исчисления НДС положено понятие «добавленной стоимости». Она представляет собой стоимость, которую, производитель добавляет к стоимости сырья, материалов (к стоимости материальных затрат) или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для перепродажи.
При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения. При этом, если:
R - ставка налога;
О – стоимость произведенной продукции,
m –прибыль,
V - заработная плата;
I – затраты, то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь вид:
а. прямой аддитивный, или бухгалтерский
НДС= R * (V + m);
б. косвенный аддитивный
НДС = R * V + R * m
в. метод прямого вычитания
НДС=R * (O - I);
г. косвенный метод вычитания (зачетный метод по счетам). Этот метод применяется в РБ:
НДС=R * O - R * I.
Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).
Классический НДС – это:
− универсальный налог, распространяющийся на все виды деятельности, связанные с производством и реализацией товаров и услуг;
− налог на потребление с широкой налоговой базой, охватывающий в принципе все товары и услуги, приобретаемые для конечного потребления;
− налог, взимаемый на всех стадиях производства товаров и услуг, когда налогоплательщики имеют право вычета из своих налоговых обязательств НДС, уплаченного при покупке товаров и услуг, используемых для осуществления предпринимательской деятельности;
− косвенный налог, уплачиваемый продавцом товаров и услуг, причем реальное бремя налога перемещается от продавца к покупателю через цены.
В Беларуси НДС взимается в соответствии с зачетным методом. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога и налоговыми вычетами. Если налоговые вычеты превышают общую сумму налога, налогоплательщик не уплачивает НДС. Разница между налоговыми вычетами и общей суммой налога подлежит вычету из общей суммы налога в следующем месяце.
Одной из основных характеристик НДС является место осуществления налогооблагаемых сделок. Чтобы оставаться налогом на потребление в случае международной торговли, НДС должен взиматься по принципу страны назначения. Согласно данному принципу, страны облагают НДС товары и услуги, приобретаемые для конечного потребления в этих странах, то есть импорт подлежит налогообложению, тогда как в отношении экспорта применяется нулевая ставка налога (экспорт освобождается от налогообложения). Тем самым, налогообложение по принципу страны назначения требует взимания НДС таможенными органами. В отличие от этого принцип страны происхождения предполагает, что страны облагают НДС товары и услуги, производимые в этих странах, то есть экспорт подлежит налогообложению, а импорт – нет.
Действующая в РБ, России, Казахстане система взимания НДС в идеале должна обладать следующими специфическими характеристиками в контексте международной торговли (помимо традиционных критериев экономической эффективности, организационной простоты, гибкости, прозрачности и справедливости):
1) Налогообложение по принципу страны назначения. НДС должен уплачиваться по ставке страны, в которой происходит конечное потребление налогооблагаемого товара. Кроме того, налоговые поступления должны поступать в бюджет этой страны. В результате происходит стимулирование экспорта. Данная система позволяет получать больше налоговых поступлений в бюджет Беларуси вследствие превышения налоговых поступлений от импорта над суммами возмещения НДС по экспорту пока торговый баланс Беларуси с другими государствами будет отрицательным. Отрицательным моментом является тот факт, что физические лица по-прежнему могут импортировать товары для потребления, не уплачивая налог в своей стране.
2) Автономия стран при установлении налоговых ставок: национальные налоговые органы должны иметь возможность устанавливать налоговые ставки по своему усмотрению. Действующая система взимания НДС по принципу страны назначения позволяет реализовать этот принцип.
3) Отсутствие налоговой конкуренции между странами. В рамках прежней системы налогообложения по принципу страны происхождения налоговые ставки должны были быть унифицированы с целью предотвращения нежелательной налоговой конкуренции между странами.
4) Отсутствие разрывов в цепочке исчисления НДС. Одним из основных преимуществ НДС является стабильность налоговых поступлений за счет его взимания на всех стадиях производства и реализации товаров и услуг. Уплата НДС по принципу страны назначения обусловливает серьезные риски для экспортеров, т.к. их налоговые обязательства зависят от того, уплатили ли налог импортеры. Если уплата НДС импортером в течение 180 дней не подтвердиться, то экспортер должен сам уплатить НДС.
Таблица - Ставки НДС в разных странах.
Страна | Ставка | |
стандартная | сниженная | |
Австралия | 10 % | 0 % |
Белоруссия | 20% | 10 % |
Венесуэла | 11 % | 8 % |
Великобритания | 20 % | 5 % или 0 % |
Вьетнам | 10 % | 5 % или 0 % |
Германия | 19 % | 7 % |
Греция | 23 % | 13 % или 6,5 % |
Италия | 21 % | 10 %, 6 %, или 4 % |
Латвия | 22 % | 12 % |
Литва | 21 % | 9 % или 5 % |
Люксембург | 15 % | 12 %, 9 %, 6 %, или 3 % |
Франция | 19,6 % | 5,5 % или 2,1 % |
Швеция | 25 % | 12 % или 6 % или 0 % |
Грузия | 18 % | 0 % |
Израиль | 16 % | 5% |
Казахстан | 10% | 12 % |
Киргизия | 12 % | 0 % |
Канада | от 5 % до 13 % | 10 % |
КНР | 17 % | 2,3,4,6,13 % |
Мексика | 15 % | 0 % |
Молдавия | 20 % | 8 % или 6 % или 0 % |
Узбекистан | 20 % | 0% |
20 % | 8 % или 6 % или 0 % | |
Узбекистан | 20 % | 0% |
Украина | 20 % | 0 % |
Швейцария | 8 % | 3,8 % или 2,5 % |
Япония | 5 % | нет |