Экономическая сущность косвенных налогов

Налог на добавленную стоимость в РБ

Экономическая сущность косвенных налогов.

Лекция 3. Косвенные налоги

Косвенные налоги - это неотъемлемая часть налоговой системы любой страны. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания.

Существуют два основных критерия деления налогов на прямые и косвенные, которые приобрели широкое распространение:

1) критерий перелагаемости. Посредством обменных операций законодательно установленный плательщик косвенного налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо – лицо, фактически уплачивающее данный налог. Таким образом, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

2) критерий способа взимания (самый распространенный на данный момент) согласно которому: прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения); косвенные налоги - налоги на потребление, налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы.

3) критерий платежеспособности, в соответствии с которым к прямым налогам относится обложение налогом определенного источника (земли, недвижимости и т.п.), к косвенным налогам – налогообложение, при осуществлении которого государство учитывает платёжеспособность лица. Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путём подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнёс к косвенным.

Косвенные налоги выступают в следующих видах:

1) Налог на добавленную стоимость.

Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. Поэтому его часто называют «европейским налогом. Сегодня НДС действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Единственное из развитых государств, где такого налога нет, - США.

В основу исчисления НДС положено понятие «добавленной стоимости». Она представляет собой стоимость, которую, производитель добавляет к стоимости сырья, материалов (к стоимости материальных затрат) или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для перепродажи.

 

При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения. При этом, если:

R - ставка налога;

О – стоимость произведенной продукции,

m –прибыль,

V - заработная плата;

I – затраты, то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь вид:

а. прямой аддитивный, или бухгалтерский

НДС= R * (V + m);

б. косвенный аддитивный

НДС = R * V + R * m

в. метод прямого вычитания

НДС=R * (O - I);

г. косвенный метод вычитания (зачетный метод по счетам). Этот метод применяется в РБ:

НДС=R * O - R * I.

Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).

Классический НДС – это:

универсальный налог, распространяющийся на все виды деятельности, связанные с производством и реализацией товаров и услуг;

налог на потребление с широкой налоговой базой, охватывающий в принципе все товары и услуги, приобретаемые для конечного потребления;

налог, взимаемый на всех стадиях производства товаров и услуг, когда налогоплательщики имеют право вычета из своих налоговых обязательств НДС, уплаченного при покупке товаров и услуг, используемых для осуществления предпринимательской деятельности;

косвенный налог, уплачиваемый продавцом товаров и услуг, причем реальное бремя налога перемещается от продавца к покупателю через цены.

В Беларуси НДС взимается в соответствии с зачетным методом. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога и налоговыми вычетами. Если налоговые вычеты превышают общую сумму налога, налогоплательщик не уплачивает НДС. Разница между налоговыми вычетами и общей суммой налога подлежит вычету из общей суммы налога в следующем месяце.

Одной из основных характеристик НДС является место осуществления налогооблагаемых сделок. Чтобы оставаться налогом на потребление в случае международной торговли, НДС должен взиматься по принципу страны назначения. Согласно данному принципу, страны облагают НДС товары и услуги, приобретаемые для конечного потребления в этих странах, то есть импорт подлежит налогообложению, тогда как в отношении экспорта применяется нулевая ставка налога (экспорт освобождается от налогообложения). Тем самым, налогообложение по принципу страны назначения требует взимания НДС таможенными органами. В отличие от этого принцип страны происхождения предполагает, что страны облагают НДС товары и услуги, производимые в этих странах, то есть экспорт подлежит налогообложению, а импорт – нет.

Действующая в РБ, России, Казахстане система взимания НДС в идеале должна обладать следующими специфическими характеристиками в контексте международной торговли (помимо традиционных критериев экономической эффективности, организационной простоты, гибкости, прозрачности и справедливости):

1) Налогообложение по принципу страны назначения. НДС должен уплачиваться по ставке страны, в которой происходит конечное потребление налогооблагаемого товара. Кроме того, налоговые поступления должны поступать в бюджет этой страны. В результате происходит стимулирование экспорта. Данная система позволяет получать больше налоговых поступлений в бюджет Беларуси вследствие превышения налоговых поступлений от импорта над суммами возмещения НДС по экспорту пока торговый баланс Беларуси с другими государствами будет отрицательным. Отрицательным моментом является тот факт, что физические лица по-прежнему могут импортировать товары для потребления, не уплачивая налог в своей стране.

2) Автономия стран при установлении налоговых ставок: национальные налоговые органы должны иметь возможность устанавливать налоговые ставки по своему усмотрению. Действующая система взимания НДС по принципу страны назначения позволяет реализовать этот принцип.

3) Отсутствие налоговой конкуренции между странами. В рамках прежней системы налогообложения по принципу страны происхождения налоговые ставки должны были быть унифицированы с целью предотвращения нежелательной налоговой конкуренции между странами.

4) Отсутствие разрывов в цепочке исчисления НДС. Одним из основных преимуществ НДС является стабильность налоговых поступлений за счет его взимания на всех стадиях производства и реализации товаров и услуг. Уплата НДС по принципу страны назначения обусловливает серьезные риски для экспортеров, т.к. их налоговые обязательства зависят от того, уплатили ли налог импортеры. Если уплата НДС импортером в течение 180 дней не подтвердиться, то экспортер должен сам уплатить НДС.

 

Таблица - Ставки НДС в разных странах.

d> Молдавия
Страна Ставка
стандартная сниженная
Австралия 10 % 0 %
Белоруссия 20% 10 %
Венесуэла 11 % 8 %
Великобритания 20 % 5 % или 0 %
Вьетнам 10 % 5 % или 0 %
Германия 19 % 7 %
Греция 23 % 13 % или 6,5 %
Италия 21 % 10 %, 6 %, или 4 %
Латвия 22 % 12 %
Литва 21 % 9 % или 5 %
Люксембург 15 % 12 %, 9 %, 6 %, или 3 %
Франция 19,6 % 5,5 % или 2,1 %
Швеция 25 % 12 % или 6 % или 0 %
Грузия 18 % 0 %
Израиль 16 % 5%
Казахстан 10% 12 %
Киргизия 12 % 0 %
Канада от 5 % до 13 % 10 %
КНР 17 % 2,3,4,6,13 %
Мексика 15 % 0 %
Молдавия 20 % 8 % или 6 % или 0 %
Узбекистан 20 % 0%
20 % 8 % или 6 % или 0 %
Узбекистан 20 % 0%
Украина 20 % 0 %
Швейцария 8 % 3,8 % или 2,5 %
Япония 5 % нет