Ценообразование

Ценаэто денежное выражение стоимости товара и его полезности. Она является важнейшим фактором, определяющим финансовые резуль-таты деятельности предприятия. Методология формирования цены за-висит от типа экономики (плановой, смешанной, рыночной). В рыночной экономике формирование цены происходит не как в плановой эко-номике в сфере производства, а в сфере реализации продукции под воз-действием спроса и предложения.

При определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы:

• уровень потребительского спроса на эту продукцию;

• эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

• меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий-монополистов);

• возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

• уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов.

Для установления цены также необходимо:

• собрать информацию для ценообразования;

• определить структуру рынка;

• выяснить фазу развития рынка;

• проанализировать влияние издержек производства на формирование цен;

• проанализировать влияние прибыли на формирование цен;

• определить какой метод установления цены будет применяться;

• дать оценку инфляционного ожидания.

В настоящее время в РФ в основном применяются свободные ры-ночные цены, величина которых определяется спросом и предложени-ем. Но для узкого круга товаров, производимых естественными монополиями (энергоносители, транспорт и т.д.), используется государственное регулирование цен.

Различают также оптовые (предприятия, промышленности), отпускные и розничные др. цены.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль предприятия. По оптовым ценам продукция реализуется дру-гим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовым ценам промышленности продукция реализуется за пределы отрасли. При определении цены целесообразно применять цены-франко, что означает, до какого пункта покупатель свободен от расходов по доставке.

Отпускная цена включает оптовую цену плюс акциз на подакцизные товары.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению. (схема)

Сбытовая скидка — скидка с оптовой цены, предоставляемая предприятием-поставщиком снабженческо-сбытовой организации за выполнение функций по сбыту продукции.

Торговая наценка — цена торговых услуг, формирующая доход торгового предприятия, представляющая собой разницу между ценой продажи и ценой закупки товаров.

Транспортные затраты по доставке продукции от производителя к потребителю — один из видов затрат в сфере обращения. Транспортные затраты включаются либо в цену продукции предприятия-производителя, которое относит эти затраты на себестоимость продукции, либо осуществляются за счет снабженческо-сбытовых организаций (посредников), которые формируют сбытовые скидки и наценки. При этом используют разные способы франкирования цен. Тот или иной вид франко показывает, до какого пункта на пути продвижения продукции к потребителю транспортные затраты несет поставщик, так как эти затраты уже включены в цену.

По способам отражения транспортных затрат различают следующие разновидности цен: франко-склад поставщика (все расходы по погрузке, отправке, транспортировке груза несет потребитель); франко-вагон — станция отправления (поставщик включает в себестоимость и оптовую цену расходы по доставке на станцию или порт отправления и погрузке на транспортное средство); франко-вагон — станция назначения (поставщик или снабженческая организация берет на себя транспортные расходы вплоть до ближайших к потребителю станции, порта, пристани, а расходы по разгрузке и доставке непосредственно к потребителю относятся на последнего); франко-поставщик (груз доставляется непосредственно потребителю, все транспортные расходы включены в цену). На практике преобладают цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. В сельском хозяйстве получили распространение цены франко-хозяйство (при заготовке у колхозов и совхозов продукции земледелия и животноводства и поставке хозяйствам материально-технических средств). Газ и электроэнергия поставляются потребителям по ценам франко-хозяйство.

Если другие затраты по доставке продукции к потребителю (железнодорожный тариф, водный тариф, разгрузка вагонов и т. п.) несет посредник, то к цене добавляется сбытовая наценка как самостоятельный элемент. По своей природе она должна возмещать затраты оборота продукции и обеспечивать необходимую прибыль снабженческо-сбытовым организациям. Уровень, сбытовых наценок устанавливается по договоренности сторон.

В современных условиях правильное установление цен (тарифов) на продукцию, работы и услуги предприятий, которые функционируют на рынке, является одним из решающих условий финансового успеха. Цены (тарифы) должны прежде всего обеспечивать покрытие, компенсацию всех затрат на ее производство, а также получение предприятием прибыли — основного источника самофинансирования предприятия. На этом базируется система ценообразования в рыночной экономике.

 

Планирование выручки от реализации (объема продаж)

 

Предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности могут осуществлять планирование выручки. Различают годовоепланирование, которое эффективно при стабильной экономической ситуа-ции (при известном соотношении спроса и предложения, неизменном налоговом, кредитном и др. законодательстве), квартальное и оперативное, используемое для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счета предприятий.

Общая сумма выручки от основной деятельности включает выручку от реализации продукции промышленного и непромышленного характера.

Для определения выручки необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов.

Выручка определяетсяисходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов следующими методами.

1. Методом прямого счета, который основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции при-ходится на предварительно оформленный пакет заказов. План выпуска и объема продукции заранее увязаны с потребительским спросом, извест-ны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. В этом случае выручка определяется как:

В = Р х Ц

где:

В – выручка; Р - объем реализованной продукции; Ц - цена единицы продукции.

В настоящее время эти условия трудно выполнимы и поэтому используют второй метод.

2. Расчетный метод, основой которого является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки, позволяет определить выручку следующим образом:

В = Он + Т - Ок

где:

В – выручка;

Он - нереализованная остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

Т - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок - остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

 

Расчет планового дохода от продажи продукции выполняется по оптовым ценам без НДС и акциза.

3. Метод основанный на использовании порога рентабельности.

На основе этого метода рассчитывается мин.объем реализации (Qmin), покрывающий затраты на производство и реализацию, т.е. точка безубыточности.

Qmin = F/(P-v)

Где

F – постоянные расходы

P – цена ед.

v- переменные затраты на ед.

 

Доходы предприятия от другой деятельности, как правило, не планируются, так как носят разовый характер. Если же предприятие имеет постоянные поступления от определенных видов деятельности, то эти доходы планируются теми же методами, что и доходы от продажи продукции.