Внутренняя и внешняя среда предприятия.

Внутренняя среда предприятия. Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технология, информацию, организацию производства и управления и т.д. и состоит из следующих основных подсистем:

· социальной;

· технологической;

· производственно-технической;

· экономической;

· информационной;

· организационной;

· финансовой;

· маркетинговой;

· научно-инновационной;

· коммерческой и др.

Внутренняя среда предприятия схематично представлена на рис.

Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды предприятия, необходимо отметить, что предприятие – это прежде всего коллектив работающий на нем людей, главное его богатство.


 

 

Рис. Структура внутренней среды предприятия

От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, поведения и т. д. зависят в конечном счете имидж фирмы, качество продукции, результаты работы предприятия. Любое пред­приятие — сложная социально-экономическая система, состоящая из множества подсистем, образующих единый социальный эконо­мико-технический комплекс. Поэтому все подсистемы (социальная, экономическая, техническая, организационная и т.д.) взаимосвя­заны и взаимообусловлены, одинаково важны и вместе образуют внутреннюю среду предприятия.

Для организации эффективной предпринимательской деятель­ности важное значение имеет определение высшим руководством миссии предприятия. Каждая организация (предприятие) имеет свое предназначение - миссию, во имя которой трудовой коллектив (персонал) предприятия объединяется и осуществляет свою деятель­ность. Понятие «миссия» - емкое и определяется различными фак­торами, в том числе воздействием внешней среды на предприятие, его внутренней средой. К сожалению, миссия многих коммерчес­ких организаций в России определяется примитивно просто - максимум прибыли при минимальных затратах, что в принципе невозможно. Миссия предприятия всегда должна быть ориентирована на покупателя, общество. То, что выгодно обществу, должно быть выгодно предприятию, а не наоборот.

Согласно западным публикациям, миссия предприятия определяется его принципами и этикой. Принципы предприятия включают требования к выпускаемой продукции и рынку, управлению предприятием, его сотрудникам, требования внешней среды (клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства). Этика предприятия — это мораль деловых взаимоотношений пред­принимателя и сотрудников фирмы, позволяющая соблюдать этические нормы общества в процессе предпринимательской дея­тельности. Миссия фирмы во многом определяется ее ценностными ориентациями, которые представлены в табл.

Таблица Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями

Вид ориентации Категории ценностей Типы предполагаемых организационных целей
Теоретическая Истина Рациональное мышление Знание Долгосрочные исследования и разработки
Экономическая Практичность Полезность Накопление богатства Рост Прибыльность Результат
Политическая Власть Признание Размер капитала, объем продаж, численность работников
Социальная Хорошие отношения Привязанность Отсутствие конфликтов Преобладание социальной ответственности над прибыльностью Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в организации
Эстетическая Художественная гармония Состав Форма и симметрия Дизайн изделия Качество продукции Привлекательность продукции (даже с потерей прибыли)
Религиозная Согласие со Вселенной Этика Моральные нормы

Миссия предприятия тесно связана с его культурой — сово­купностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы. Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом ее местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

На основе миссии организации ее высшее руководство или соб­ственник разрабатывает и устанавливает цели предприятия. В отличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятель­ности предприятия. Поэтому цели должны быть реальными и дости­жимыми, не противоречащими законам, понятными исполнителям, измеримыми, детализированными по структурным подразделе­ниям и функциональным службам, объединяющими усилия всех работников предприятия.

Внешняя среда предприятия. После установления миссии пред­приятия, его целей и постановки задач перед персоналом высшее руководство предприятия приступает к анализу воздействия внеш­ней среды, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Воздействие внешней среды на предприятие разнопланово и схе­матично представлено на рис.

Экономические факторы. Многие факторы экономической внеш­ней среды должны постоянно оцениваться, так как состояние эко­номики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

Политические факторы. Политическая система оказывает суще­ственное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Орга­низация должна иметь четкое представление о политической ситу­ации в стране, ибо ведение бизнеса является рискованным делом в нестабильной политической обстановке.

Рис. Схема воздействия внешней среды на предприятие

Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой посто­янную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демо­графические условия, барьеры проникновения на рынок.

Технологические факторы. Анализ технологической среды дол­жен по меньшей мере учитывать изменения в технологиях произ­водства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологии средств связи. В насто­ящее время наблюдается ускоренное внедрение инноваций в ком­паниях.

Факторы конкуренции. При изучении конкурентной среды не­обходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на организации, определить главных конкурентов, реальные и по­тенциальные угрозы с их стороны.

Факторы социального характера. Эти факторы отражают со­циальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность орга­низации (традиции, привычки, отакторы социального характера. Эти факторы отражают со­циальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность орга­низации (традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей и т.д.). Социальная составляющая влияет на уровень спроса, выбор рынков сбыта продукции, опре­деляет параметры регионального рынка рабочей силы и др.

Международные факторы. Руководство фирм, действующих па международном рынке, должно постоянно оценивать и контро­лировать изменения в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке и опасность вытеснения российских производителей иностран­ными.

Правовые факторы. Это законы и другие правовые акты, уста­навливающие права, ответственность, обязанности организации, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы зашиты интересов и др. От знания и соблюдения принятых законов зависит правомерность предпринимательской деятельности предприятия.

Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних пробле­мах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздей­ствие на предприятие. К факторам прямого воздействия внешней среды на предприятие относятся:

• потребители продукции и услуг;

• поставщики материальных и природных ресурсов;

• конкуренты;

• инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и т. д.);

• финансовые организации;

• рынок рабочей силы;

• транспортные организации;

• государственные и муниципальные организации, органы власти и др.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет предприятию свести до минимума те опасности и негативные последствия, с которыми оно сталкивается в этой среде. Анализ же внутренней среды позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и наметить пути по повышению его конкурентоспособности.