Внутренняя и внешняя среда предприятия.
Внутренняя среда предприятия. Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технология, информацию, организацию производства и управления и т.д. и состоит из следующих основных подсистем:
· социальной;
· технологической;
· производственно-технической;
· экономической;
· информационной;
· организационной;
· финансовой;
· маркетинговой;
· научно-инновационной;
· коммерческой и др.
Внутренняя среда предприятия схематично представлена на рис.
Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды предприятия, необходимо отметить, что предприятие – это прежде всего коллектив работающий на нем людей, главное его богатство.
Рис. Структура внутренней среды предприятия
От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, поведения и т. д. зависят в конечном счете имидж фирмы, качество продукции, результаты работы предприятия. Любое предприятие — сложная социально-экономическая система, состоящая из множества подсистем, образующих единый социальный экономико-технический комплекс. Поэтому все подсистемы (социальная, экономическая, техническая, организационная и т.д.) взаимосвязаны и взаимообусловлены, одинаково важны и вместе образуют внутреннюю среду предприятия.
Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение имеет определение высшим руководством миссии предприятия. Каждая организация (предприятие) имеет свое предназначение - миссию, во имя которой трудовой коллектив (персонал) предприятия объединяется и осуществляет свою деятельность. Понятие «миссия» - емкое и определяется различными факторами, в том числе воздействием внешней среды на предприятие, его внутренней средой. К сожалению, миссия многих коммерческих организаций в России определяется примитивно просто - максимум прибыли при минимальных затратах, что в принципе невозможно. Миссия предприятия всегда должна быть ориентирована на покупателя, общество. То, что выгодно обществу, должно быть выгодно предприятию, а не наоборот.
Согласно западным публикациям, миссия предприятия определяется его принципами и этикой. Принципы предприятия включают требования к выпускаемой продукции и рынку, управлению предприятием, его сотрудникам, требования внешней среды (клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства). Этика предприятия — это мораль деловых взаимоотношений предпринимателя и сотрудников фирмы, позволяющая соблюдать этические нормы общества в процессе предпринимательской деятельности. Миссия фирмы во многом определяется ее ценностными ориентациями, которые представлены в табл.
Таблица Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями
Вид ориентации | Категории ценностей | Типы предполагаемых организационных целей |
Теоретическая | Истина Рациональное мышление Знание | Долгосрочные исследования и разработки |
Экономическая | Практичность Полезность Накопление богатства | Рост Прибыльность Результат |
Политическая | Власть Признание | Размер капитала, объем продаж, численность работников |
Социальная | Хорошие отношения Привязанность Отсутствие конфликтов | Преобладание социальной ответственности над прибыльностью Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в организации |
Эстетическая | Художественная гармония Состав Форма и симметрия | Дизайн изделия Качество продукции Привлекательность продукции (даже с потерей прибыли) |
Религиозная | Согласие со Вселенной | Этика Моральные нормы |
Миссия предприятия тесно связана с его культурой — совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы. Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом ее местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.
На основе миссии организации ее высшее руководство или собственник разрабатывает и устанавливает цели предприятия. В отличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть реальными и достижимыми, не противоречащими законам, понятными исполнителям, измеримыми, детализированными по структурным подразделениям и функциональным службам, объединяющими усилия всех работников предприятия.
Внешняя среда предприятия. После установления миссии предприятия, его целей и постановки задач перед персоналом высшее руководство предприятия приступает к анализу воздействия внешней среды, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Воздействие внешней среды на предприятие разнопланово и схематично представлено на рис.
Экономические факторы. Многие факторы экономической внешней среды должны постоянно оцениваться, так как состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
Политические факторы. Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Организация должна иметь четкое представление о политической ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является рискованным делом в нестабильной политической обстановке.
Рис. Схема воздействия внешней среды на предприятие
Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.
Технологические факторы. Анализ технологической среды должен по меньшей мере учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологии средств связи. В настоящее время наблюдается ускоренное внедрение инноваций в компаниях.
Факторы конкуренции. При изучении конкурентной среды необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.
Факторы социального характера. Эти факторы отражают социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки, отакторы социального характера. Эти факторы отражают социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей и т.д.). Социальная составляющая влияет на уровень спроса, выбор рынков сбыта продукции, определяет параметры регионального рынка рабочей силы и др.
Международные факторы. Руководство фирм, действующих па международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке и опасность вытеснения российских производителей иностранными.
Правовые факторы. Это законы и другие правовые акты, устанавливающие права, ответственность, обязанности организации, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы зашиты интересов и др. От знания и соблюдения принятых законов зависит правомерность предпринимательской деятельности предприятия.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам прямого воздействия внешней среды на предприятие относятся:
• потребители продукции и услуг;
• поставщики материальных и природных ресурсов;
• конкуренты;
• инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и т. д.);
• финансовые организации;
• рынок рабочей силы;
• транспортные организации;
• государственные и муниципальные организации, органы власти и др.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет предприятию свести до минимума те опасности и негативные последствия, с которыми оно сталкивается в этой среде. Анализ же внутренней среды позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и наметить пути по повышению его конкурентоспособности.