Особенности функционирования реальных монополизированных рынков.

До сих пор мы предполагали, что монополист продает каждую единицу про­дукции любому покупателю по одинаковой цене (простая монополия), но моно­полист имеет возможность дифференцировать своих потребителей и продавать им товары по разным ценам. Такая практика получила название ценовой дискри­минации.

(7) Ценовая дискриминация – это установление различной цены на тот же продукт для разных покупателей. При этом различия в ценах не обуслов­лены разницей в издержках производства и доставки товара, его качеством или другими объективными причинами. В основе такой ценовой стратегии лежит стремление производителя захватить потребительский излишек, т.е. продавать товар каждому потребителю по той цене, которую он согласен уплатить.

Специфика монополистического ценообразования позволяет применять неодинаковую ценовую политику по отношению к группам населения с различными доходами, устанавливая для них разные цены на одну и ту же продукцию. Так, если термин «дискриминация» означает ущемление в правах, неравенство в правах, то «ценовая дискриминация» означает неравенство в ценах, т.е. отсутствие возможности у различных категорий покупателей приобрести товар по одинаковой цене. Существует несколько приемов ценовой дискриминации.

(8)Идеальный вариант ценовой дискриминации – дискриминация первой степени. Заключается в продаже товара каждому покупателю по максимально высокой цене, которую он может заплатить. Для этого нужно вести переговоры с каждым покупателем в отдельности и обладать информацией о его доходах. Если бы это удавалось, то монополист полностью присваивал бы ренту потребителя, продавая каждый товар по индивидуальной цене, но, разумеется, не ниже своих предельных издержек. Тогда в каждом случае продажи товара, как и в условиях совершенной конкуренции, предельный доход монопо­листа совпадал бы с величиной индивидуального спроса. При этом сверхприбыль монополиста была бы максимальной.

В реальной жизни широкое применение ценовой дискриминации первой степени сопровождалось бы большими трансакционными из­держками на выявление финансовой информации о клиенте и на ведение переговоров при продаже каждой единицы товара, что уменьшало бы прибыль монополиста. Поэтому в качестве примера можно представить себе, прежде всего, сферу предоставления товаров и услуг по индивидуальному заказу, когда «уторговывание» ведется с каждым покупателем отдельно: услуги адвоката, уникального по вокалу исполнителя, модельера и т.д. Ценовая дискриминация первой степени также хорошо применима на аукционных торгах.

Ценовая дискриминация второй степени используется при уста­новлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от ко­личества, в котором он закупается. Такая ценовая политика широко применяется, прежде всего, в оптовой торговле. Наименьшая цена уста­навливается на товары, закупаемые крупным оптом, при закупке того же самого товара средним или мелким оптом цена возрастает. В розничной торговле данный товар будет продаваться по еще более высо­кой цене. В данном случае используется обратной зависимости цены от объема продаж.

В ценообразовании на электроэнергию также присутствует цено­вая дискриминация второй степени, но уже с прямой зависимостью цены от объемов продаж. Чем больше объём потребления – тем выше стоимость электроэнергии, и наоборот. Так, например, дли предприя­тий устанавливается определенная норма потребления электричества. Превышение этой нормы, т.е. перерасход электроэнергии, соответственно оплачивается по более высоким тарифам в соответствии с тарифной сеткой, разработанной по принципу: выше расход – выше цена.

Ценовая дискриминация третьей степени вид ценовой политики фирмы, при которой покупатели разделяются на группы с раз­личной эластичностью спроса по цене и каждой группе одинаковые товары продаются по разным ценам. Однако этот вид ценовой дискриминации ограничен в применении. Он может использоваться только при условии, что существуют надежные барьеры между сегментами рынка и покупатели дорогого рынка не могут воспользоваться товарами или услугами более дешевого рынка. Такими барьерами может служить порождаемая различиями в доходах разница в привычках и образе жизни покупателей, асимметричность информации. Например, один и тот же товар может продаваться в элитном, дорогом магазине и в магазинах для обычного, массового покупателя со средним доходом. Однако покупатели дорогих магазинов, во-первых, могут не знать, что тот же самый товар где-то еще продается намного дешевле, да и нет времени заниматься поисками дешевых рынков, и они будут покупать там, где принято и привычно. Во-вторых, воспользоваться дешевым магазином зачастую мешают соображения престижа и сознания собственной элитарности, что заставляет появляться только в тех местах, где принято в данном кругу. Эластичность спроса у таких покупателей низкая. Монополисту выгодно удерживать высокие цены и, следовательно, высокую норму прибыли на единицу товара. Другой сегмент рынка, который составляет широкая масса по­купателей, как правило, очень чувствителен к изменению цены. Высо­кая эластичность спроса позволяет значительно расширить объем про­даж за счет снижения цены при низкой прибыли на единицу товара.

Весьма надежным является разграничение покупателей по возрас­ту, полу, гражданству. Широко практикуются скидки на детские биле­ты, которые к тому же помогают увеличить объем продаж и билетов для взрослых. Во многих странах дифференцируется стоимость внут­ренних пассажирских перевозок (поездом, самолетом), билетов в му­зеи и т.д. Для иностранцев цена, как правило, выше, чем для местных граждан. Различаются тарифы на электроэнергию, используемую в про­изводственных и бытовых целях. Кто не встречал объявлений у входи на дискотеку: «Девушкам вход бесплатный», или скидок для предста­вительниц слабого пола в Международный женский день.

Не следует путать ценовую дискриминацию с дифференциацией товара по качеству, когда один и тот же товар может продаваться по раз­ным ценам в зависимости от качества (как правило, более качествен­ный товар стоит дороже, менее качественный — дешевле). Ценовая дискриминация применяется к покупателям, приобретающим один и тот же недифференцированный товар, т.е. не различающийся по качеству, внешнему виду и другим признакам.

Последствия ценовой дискриминации:

С одной стороны ценовую дискриминацию можно расценивать как негатив­ное явление, ведь одинаковый товар продается разным покупателям по разным ценам. Это приводит к неудовлетворенности и росту социального напряжения. С другой стороны, ценовая дискриминация можете купить товар тем, кто не мог сделать этого в условиях единой цены. Таким образом, объем производства воз­растает до конкурентного и исчезают чистые потери от монополии. Учитывая то, что монополия может манипулировать объемом производства и це­ной продукции, для нее не существует какой-то определенной кривой предложе­ния.

(9-10)Измерителем монопольной власти считается величина, на кото­рую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: . Численное значение коэффициента Лернера всегда находится ме­жду 0 и 1. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

return false">ссылка скрыта

(11)Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в тер­минах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма: ,

где ЕD - эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.

Ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии) – это поте­ри потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за моно­польной власти на рынке. Количественную оценку ущербу, наносимому монопо­лией, впервые дал американский экономист А. Хербергер в 1954 г.

Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при мо­нополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.

(12)Существенные экономические последствия чистой монополии следующие:

1. Монополист считает целесообразным продавать меньший объем продук­ции и назна­чать более высокие цены, чем это сделал бы конкурентный производитель.

2. Средние затраты монополиста, как правило, не совпадают со средними затра­тами конкурентной фирмы. У монополиста фактичес­кие затраты фирмы для любого объема производства, как правило, больше, чем минимально возможные. Это явление называется Х-неэффективностью. Оно объ­ясняется следующими причинами:

а) цели менеджеров монополиста не совпадают с целью минимизации изде­ржек. Они могут: реализовать задачу роста фирмы, не считаясь с затратами;
уклоняться от чрезмерного риска, соглашаясь на большие расходы, принимать на
работу некомпетентных друзей и родственников, снижая общую эффективность
управления и т.д.;

б) монополист, не испытывая «дыхания в затылок» конкурента, становится
дряблым, прекращает поиск новых технологий, которые минимизируют затраты;

в) монополия вынуждена нести дополнительные расходы, связанные с сохранением своего монопольного положения. Это могут быть как официальные
(легальные) платежи за приобретение патентов, лицензий, так и неофициальные
(нелегальные) затраты на подкуп должностных лиц, давление на поставщиков
ресурсов и т.д.

3. Монополия противоречиво влияет на научно-технический прогресс. С одной стороны, масштабы монополии позволяют выделять значительные средст­ва на проведение научных исследований и разработку новых технологий. Это, как правило, не под силу мелким производителям на конкурентном рынке. Боль­шинство современных открытий, действительно, сделано с участием монополий. Однако у чистого монополиста нет постоянных стимулов к научно-техническому прогрессу, поэтому он может позволить себе быть неэффективным.

4. Чистый монополист имеет возможность проводить ценовую дискриминацию. Примеров такой дискри­минации довольно много, особенно когда речь идет о естественной монополии. Так, электричество населению и предприятиям в Украине происходит по разным тарифам, занижение тарифов на пассажирские перевозки перекрываются «Укрзалізницей» за счет повышенных тарифов на перевозку грузов и т.п.

Таким образом, монополизм имеет противоречивые экономические последствия. Однако неоспоримым является то, что он подрывает конкуренцию как основу рыночного саморегулирования. Поэтому одной из функций государства в совре­менных условиях считается ограничение монополизма, поддержание конкурентной среды.