Чистая прибыль – представляет собой остаток дохода после покрытия всех общебанковских расходов, уплаты налогов, отчислений в фонды.
Выводы
Основные понятия и термины
Вопросы для самопроверки
Основные черты рынков несовершенной конкуренции
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, близких заменителей нет | Стандартизированный | Дифференцированный |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимоза- висимостью | Небольшой |
Условия вступления в отрасль | Блокировано | Трудно | Сравнительно легко |
Типичные отрасли | Коммунальное хозяйство (водо-, газо-, электро- снабжение и т.п.) | Металлургия, автомо-биле- и станкостроение, нефтедобыча | Розничная торговля, швейная, обувная промышленность |
Помимо этих трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции.
− дуополия – рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя;
− монопсония – рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель;
− дуопсония – рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов;
− олигопсония – рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.
1. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной?
2. Какие модели рынков несовершенной конкуренции Вы знаете?
3. Охарактеризуйте чисто монополистический рынок. Какие могут быть барьеры для вступления в отрасль?
4. Что такое олигополия и каковы ее отличительные черты?
5. В чем отличия ценовой политики олигополии от ценовой политики, проводимой в условиях чистой монополии?
6. Опишите рынок монополистической конкуренции. В чем отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции?
Конкуренция, типы конкурентного поведения, методы конкуренции, ценовая и неценовая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, рынок совершенной конкуренции, монополия, монопсония, искусственная, государственная, временная, случайная монополия, естественная монополия, монопольная власть, ценовая дискриминация, рынок несовершенной конкуренции, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
1. Конкуренция – это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции – ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоды только продавцу.
2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельные продавцы на цену повлиять не могут, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж. На рынке продается однородная, стандартная продукция, все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка, вход на рынок и выход с него свободны. В условиях совершенной конкуренции все продавцы находятся в равном положении, и чтобы увеличить свои доходы, они должны повышать качество своей продукции, снижать издержки производства.
3. Сама конкуренция порождает тенденцию к монополизации рынка – установлению диктата продавца. Основные типы монополий – искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия – это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок – это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию – рынок несовершенной конкуренции.
4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия – это рынок, на котором действует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия – это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка – это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.
Отличия чистой прибыли от балансовой связаны также с методикой отражения в доходе и расходе банка процентных платежей.(см. рис.1)
После утверждения годового отчета учреждениями кредитной организации на счете «использование прибыли предшествующих лет» отражается использование не распределенной на конец года прибыли на цели, указанные учредителями (создание фондов, выплаты дивидентов и прочее).
2 вопрос.
В качестве основных приемов оценки уровня прибыли кб можно выделить:
- структурный анализ источников прибыли;
- анализ системы финансовых коэффициентов:
- факторный анализ.
Целью структурного анализа является выявление основного источника прибыли и оценка его сточки зрения стабильности, сохранения в будущем и перспективы роста. Пример ( Табл. 2)