Вопрос 1. Конкуренция и ее виды.

Вопрос 2. Типы рыночных структур.

Вопрос 1. Конкуренция и ее виды.

Тема 1.4 Конкуренция.

Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Также ее можно определить как форму взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства, механизм регулирования обществен­ного производства. В самом общем виде смысл конкуренции сводится к тому, что каждый из участников рыночных отношений стремится максимизировать свои результаты и минимизировать затраты.

Различают следующие виды конкуренции:

• функциональную (конкуренция определенного товара);

• видовую (по цене и качеству);

• межфирменную (среди отдельный предприятий, фирм);

• внутриотраслевую и межотраслевую.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях (рис. 3.14).

 

 

Различают следующие методы конкуренции (рис. 3.15).

 

 

Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на фун­кционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние после­дней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макро­экономики.

Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы (схема 13.1).

 

Таким образом, наиболее важной особенностью сферы рыночных отношений является наличие конкуренции между участниками. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможнос­ти входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.