Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Важные задачи развития образования и воспитания в 60-е годы – всеобщее среднее образование и профессиональная подготовка школьников. В 60-80 года заметное развитие получает дошкольное общественное воспитание.
Большую роль в социально-педагогической работе отводят нравственному воспитанию. Социально-педагогической проблемой считалось взаимодействие школы с детскими и подростковыми общественными организациями.
В конце 60-х годов – создание школ – интернатов; появляются специальные учебные учреждения для несовершеннолетних; специальные профтехнические училища.
В педагогической науке 70-х годов – патриотическое воспитание и интернациональное формирование социалистического гуманизма, переход к комплексному переходу в воспитании.
В 60-80-х годах расширяется представление о детском коллективе и его взаимодействии с личностью, уточняются функции коллектива.
В конце 70- начале 80-х: возрождение понятия «педагогика среды», развитие отрасли научного значения, построение по междисциплинарным принципам педагогики, социологии воспитания и социологии образования. Происходит формирование понятийного аппарата возрождающейся социальной педагогики.
Современная система социального воспитания строится на определенной нормативно-правовой базе.
Важные задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правовой самостоятельности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
В середине 90-х годов появляются подростковые и молодежные клубы, учреждения социального обслуживания молодежи.
Возникло т.н. «скрытое» социальное сиротство. В России начала складываться сеть специальных учреждений, рассчитанных на детей сирот.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания. Это «любовь на деле».Русская православная церковь со дня своего основания провозгласила милосердие как один из путей исполнения христианской заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Не просто сочувствие, а реальная помощь. От любви к ближнему – к любви к Богу.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – оказание частным лицом или организацией безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям. Благотворительность сегодня – одна из составляющих общественной жизни каждого государства.

Этапы развития благотворительности в России.
1 этап – 9 – 16 века. Благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Великий князь Владимир («Красное солнышко»).Ряд мероприятий по приобщению россиян к культуре. Училища для обучения детей разных сословий, а также убогих и больных. Князь Ярослав (мудрый) учредил училище для сирот (содержал 300 юношей). Междоусобные войны. Много сирот. Церкви, монастыри брали на себя обязанности призрения ( сироты, убогие, больные, обездоленные). При монастырях - больницы, богадельни, приюты. Скудельницы (могилы, где хоронили сотни людей во время эпидемий). При них – сторожки, где жили осиротевшие дети. Пословица «с миру по нитке – бедному сироте – сорочка».
В начале 16 века – благотворительная деятельность государства. Иван Грозный ( списки всех нуждающихся в помощи).
2 этап – начало 17 века до реформы 1861 г. Зарождение государственных форм призрения.Царь Федор Алексеевич. Указ о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам ( 1682 г) Петр 1. Создание государственной системы призрения. Приюты для «зазорных младенцев». Екатерина Великая – строительство воспитательных домов для них. Жена Павла 1 – Мария Федоровна (отдавать сирот – младенцев на воспитание в крестьянские семьи). 1842 г. – открытие государственного филантропического «Воспитательного общества». Александр 1 (приюты для слепых детей. Валентин Гаюи). Церковь постепенно отходит от дел призрения.
3 этап – с 60-х годов 19 века до начала 20-го.
Переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. В России формируется сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживаются механизмы благотворительной помощи. Более широкий круг детей с разными социальными проблемами; болезнь, сиротство, бродяжничество, алкоголизм, проституция. Дети с физическими недостатками. Попечительство Марии Федоровны слепых детей. Основной источник дохода – кружечный сбор. Предпринимательница Балицкая (первый приют для парализованных детей). Благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как нравственный поступок. Зарождение профессиональной помощи. «Социальные школы» при университетах. Построение системы воспитательно-исправительных учреждений. В конце ХХ века – 11400 благотворительных учреждений в России.
4 этап – с 1917 года до середины 80-х годов ХХ века.
Революция. Большевики осудили благотворительность как пережитки буржуазного общества. Государство взяло на себя заботу о социально обездоленных детях. Советская России поставила задачу борьбы с детской беспризорностью. Подготовка специалистов для работы с такими детьми. А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский. С 30-х годов опустился «железный занавес». Практика зарубежных коллег недоступна. Великая Отечественная война. Сироты. Суворовские и нахимовские училища. 60-70 —е годы поворот в сторону социальной педагогики.

Введение профессии «социальный педагог» в России.
Начало 90-х годов. Реализация социальных программ « Социально-психологическая поддержка детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности», «Социальные службы помощи детям и молодежи»
, «Дети Чернобыля», «Дети России». Центры социальной реабилитации детей и подростков, телефоны доверия, возвращается благотворительность. 1991 год – официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования утверждена новая специальность «социальная педагогика». Разработана квалификационная характеристика социального педагога. Юридически и практически заложены основы новой профессии. Возвращение России в мировое образовательное пространство, изучается зарубежный опыт, происходит обмен специалистами.