Вопрос.

Банковский контроль и надзор

 

Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования банковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержания надежной и эффективной работы всей банковской деятельности, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков. Он осуществляется главным образом при помощи целостного и непрерывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

Банковский надзор проводится в три этапа:

Этап 1 – лицензирование;

Этап 2 – дистанционный (документарный) надзор, т.е проверка отчетности, предоставляемой банком в надзорный орган;

Этап 3 – инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверности передаваемой надзорным органам информации.

Национальные системы надзора ориентированы на достижение трех целей:

- поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;

- обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;

- защита интересов вкладчиков.

 

 

Элементы налога – это внутренние, универсальные, функциональные единицы которые в своей совокупности образуют юридическую конструкцию налога.

Состав элементов для всех налогов и сборов одинаков, поэтому они являются универсальными. Однако определяются эти элементы в налоговом законе, в большинстве своем, отдельно по каждому налогу или сбору. В результате элементы налогов становятся сугубо индивидуальными, что в свою очередь и позволяет различать обязательные платежи между собой.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. порядок исчисления налога;

6. порядок и сроки уплаты налога.

 

Налогоплательщиками или плательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

 

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Налогоплательщиков в зависимости от разных оснований можно условно разделить на 4 группы:

1. по юридическому статусу (организации и юридические лица)

2. по налоговому статусу (резиденты и нерезиденты)

3. по хозяйственной обособленности (единые и консолидированные)

4. по управленческой обособленности (независимые и взаимозависимые)

 

Физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранный гражданин– это физическое лицо, не являющиеся гражданином РФ и имеющие доказательство наличия гражданства иностранного государства.

Статус налогоплательщика имеют граждане являющиеся:

- работниками, получающими доходы в форме заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях;

- индивидуальными предпринимателями;

- собственниками движимого и недвижимого имущества (например земельного участка, автомобиля и т.д.);

- наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства и т.д., за которые наследники получают вознаграждение.

 

Индивидуальные предприниматели – это зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

 

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ).

 

Кроме того, налоговыми резидентами РФ независимо от фактического времени нахождения на ее территории признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ (п. 3 ст. 207 НК РФ).

 

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (далее - налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков).

 

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

 

Объект налогообложения тесно связан с налоговой базой.

Налогоплательщики организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистра б/у или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах подтвержденных данных, об объектах подлежащих налогообложению.

 

ИП, нотариусы, адвокаты исчисляют в налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке определяемым Министерством финансов Российской Федерации, остальные налогоплательщики, физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организации или физических лиц сведений о суммах, выплаченных им доходов об объектах налогообложения и данных собственного учета полученных доходов.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по налогам устанавливает НКРФ.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ.

НПА (нормативно-правовой акт) представительных органов муниципальных образований в пределах установленных НК РФ.

В зависимости от объекта налогообложения ставки могут быть:

1. твердыми (специфическими) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров доходов или прибыли. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

2. процентными (адвалорными) устанавливаются в процентах к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

3. комбинированные.

 

Налоговый период. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

 

Многими объектами налогообложения (прибыли, выручки, доходы) свойственна протяженность во времени в этой связи следует различать понятие налоговым периодом и отчетным периодом.

 

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

 

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налогапроизводится разовой уплатой всей суммы налога или либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Существует 3 основных способа уплаты налогов:

1. декларация

2. у источника доходов

3. кадастровый способ уплаты налога.

 

1. Предполагает, что налогоплательщик обязан предоставить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательств – налоговая декларация.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

 

2. Уплата наличных у источника дохода означает, что налогоплательщик получит часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход т.о. уплачивается НДФЛ.

 

3. Кадастровый способ уплаты налогаозначает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов (земель, домов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При этом важно заметить, что величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта, в связи, с чем и момент уплаты на лога никак не связан с моментом получения дохода.

 

Льготы.Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборам не могут носить индивидуального характера, если они определяют:

1. основания для применения льгот (обстоятельства, которые позволяют предоставлять данному налогоплательщику льготы по налогам и сборам);

2. порядок предоставления льгот (процедура предоставления налогоплательщику упомянутых льгот, оформление, определение круга налоговых органов и их должностных лиц, которые вправе предоставить данному налогоплательщику льготы по налогам и сборам, и т.п.);

3. условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот).