ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
Всего: 52 часа.
Из них (при очной форме обучения):
26 часов. – лекции;
26 часов. – семинарские занятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Наименование тем | Кол-во часов | Лекции | Семинары | Самост. работа |
Тема 1. Развитие взглядов на предмет социальной педагогики. | ||||
Тема 2. Предмет и основные категории социальной педагогики | ||||
Тема 3. Социальное воспитание как процесс и вид деятельности | ||||
Тема 4. Воспитание в традиционной и современной культуре | ||||
ТЕМА 5. Трансформация традиционных институтов социализации и форм воспитания в современном обществе | ||||
Тема 6. Влияние средств массовой информации и коммуникации на процесс социальной адаптации поколений | ||||
Тема 7. Воспитание в социально проблемных группах. | ||||
Тема 8. Механизмы социального воспитания | ||||
Тема 9. Закономерности социального воспитания | ||||
Тема 10. Проблемы диагностики в процессе социального воспитания | ||||
ИТОГО: | 52 часов | 26 часа | 26 часа | 34 часа |
Итоговая проверка знаний: зачет |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Развитие взглядов на предмет социальной педагогики.
Особенности социального наследования и проблема трансляции социокультурного опыта. Формирование системы взглядов о содержании и социальном смысле воспитательной деятельности в рамках общих философских концепций.
Представления о социальных аспектах воспитания в рамках философских воззрений античности, раннего и позднего средневековья. Взгляды Платона и Аристотеля на роль воспитания в жизни общества (государства). Монтескье о законах воспитания. Воспитание и свобода как философская проблема.
Подходы к пониманию социальной значимости воспитания в педагогических концепциях. Причины и условия возникновения социальной педагогики как самостоятельной отрасли знания и социальной практики.
Тема 2. Предмет и основные категории социальной педагогики
Философия воспитания, социология воспитания, педагогика, социальная педагогика, социальная антропология – связь и специфика отраслей научного знания.
Понятие социального наследования. Социальное воспитание и социальная педагогика. Развитие взглядов на предмет социальной педагогики в отечественной науке. Социальная педагогика как профессия. Сферы деятельности социального педагога.
Структура социально-педагогического знания. Проблема объекта социальной педагогики. Социальная педагогика как специфическая сфера воспитательной деятельности, стержнем которой выступает ценностно-нормативная сторона транслируемого опыта. Структура категориального аппарата социальной педагогики.
Тема 3.Социальное воспитание как процесс и вид деятельности
Воспитание как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта. Общее и частное в воспитании. Объект и субъект воспитательной деятельности.
Основные компоненты транслируемого опыта: знаковая система, представления об окружающем мире месте в нем и
предназначении человека, нормы, ценности, социальные образцы, приемы и способы трудовой деятельности, ролевая структура, принципы межличностного общения. Роль воспитания в сохранении целостности культурного пространства. Воспитание как инструмент поддержания стабильности и обеспечения изменчивости социума. Значение воспитания для различных социально-демографических групп. Функции социальной педагогики.
Тема 4. Воспитание в традиционной и современной культуре
Связь традиционного воспитания с традиционной культурой. Представления о жизненном цикле в современной и традиционной педагогике. Непрерывность процесса социализации в традиционной культуре, всеобщий характер воспитательной деятельности. Народная педагогика: сущность, характерные черты и культурная специфика народного воспитания.
Сословное воспитание и его связь с трудовой социализацией. Элементы сословного воспитания в современном обществе, корпоративное воспитание. Инициации как обрядовые формы перехода из одного социального статуса в другой. Специфика закрепления социокультурного опыта в форме обычаев и традиций. Роль хранителей социокультурного опыта, духовных авторитетов в процессе социализации. Социальный контроль в современной и традиционной педагогике. Современные тенденции к унификации процесса передачи социального опыта и увеличению числа агентов социализации с одновременной их автономизацией.
ТЕМА 5.Трансформация традиционных институтов социализации и форм воспитания в современном обществе
Сущность семейной социализации. Семья как институт первичной социализации. Основные характеристики современно семьи. Функции семьи как института социализации. Роль семьи в формировании национальной (этнической) идентичности человека.
Влияние структуры семьи на процесс социализации детей и подростков. Ролевая структура семьи и характер половозрастного распределения обязанностей между членами семьи как фактор социализации. Влияние семьи на статусные притязания ее членов. Взаимодействие семьи и общества в лице государственных и негосударственных структур по вопросам воспитания подрастающего поколения. Наставление словом, наставление примером, наставление свободой в процессе семейного воспитания.
Роль института образования в воспитании новых поколений. Связь процессов воспитания и образования. Социализирующая функция образования в современном обществе. Значение разных этапов образования в воспитании различных подрастающего поколения.
Особенности религиозного воспитания. Связь религиозного воспитания с традиционной педагогикой. Влияние мировоззренческой основы религии (представления о жизни и смерти, конечности или бесконечности бытия, характера воздаяния после физической смерти) на характер воспитательных воздействий. Санкции, их специфика в процессе религиозного воспитания. Формирование навыков самоконтроля и самовоспитания в процессе религиозного воспитания.
Воспитание в трудовом коллективе. Коллектив как объект и субъект воспитательной деятельности. Закон параллельного действия. Взаимовоспитание в коллективе. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности как фактора самореализации в рамках трудового воспитания.
Тема 6.Влияние средств массовой информации и коммуникации на процесс социальной адаптации поколений
Понятие экранной культуры. Значение экранной культуры в формировании картины мира современного человека. Особенности воздействия экранной культуры на подрастающее поколение.
Влияние средств массовой информации на процесс формирования норм, ценностей, представлений о престиже различных видов трудовой деятельности, статусной и иной структуре общества у подрастающего поколения. Факторы, обуславливающие действенность средств массовой информации и коммуникации.
Возможности средств массовой информации в сохранении и воспроизводстве ценностей национальной культуры. Внедрение в массовое сознание новых культурных стереотипов. Использование средств массовой информации в качестве инструмента культурной экспансии. Средства массовой информации как механизм социального манипулирования. Проблема общественного контроля над деятельностью средств массовой информации и коммуникации.
return false">ссылка скрыта
Тема 7. Воспитание в социально проблемных группах
Социальные характеристики детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, воспитывающиеся в детских дошкольных учреждениях школах-интернатах. Новые формы социального призрения детей, оставшихся без попечения родителей. Истинная и социальная беспризорность. Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов.
Формы дезадаптивного поведения детей и подростков. Девиантное и деликвентное поведение. Социальные и личностные факторы отклоняющегося поведения. Организационные формы и методы работы с детьми, характеризующимися дезадаптивным поведением.
Опыт А. Макаренко по социальному воспитанию.
Принципы и особенности социального воспитания одаренных детей.
Проблема социальной адаптации лиц после отбытия наказания. Способы и механизмы социальной реабилитации.
Факторы, обуславливающие утрату социального статуса. Социальные характеристики бомжей. Механизмы реадаптации данной категории лиц.
Группы риска и социально-педагогическая работа с ними.
Пожилые люди. Естественные процессы переоценки ценностей и смены жизненных целей, проблема возрождения смысла жизни. Специфика воспитательной и коррекционной работы с данной возрастной категорией.
Тема 8. Механизмы социального воспитания
Понятие цели, средств, механизмов, условий воспитания.
Социальные и социально-психологические механизмы формирования человека в обществе.
Явные и скрытые цели в процессе воспитательного воздействия. Методы воспитательного воздействия. Формирование мотивации воспитуемых.
Поощрение и наказание в процессе воспитательного воздействия; контроль и оценка поведения воспитуемого. Организованное общение как средство воспитания. Игра как механизм социализации. Использование игры в целенаправленной воспитательной деятельности. Специфика применения игры при работе с различными социальными группами.
Тема 9. Закономерности социального воспитания
Связь типа воспитания с типом общества, особенностями социальной структуры и социальных отношений.
Обусловленность социального воспитания типом и характером межкультурных контактов. Зависимость форм и средств социального воспитания от культурных традиций и особенностей.
Современные тенденции к универсализации процесса социализации, тенденции к утрате национальной специфики.
Особенности социализации в условиях аномии.
Тема 10. Проблемы диагностики в процессе социального воспитания
Цели и задачи диагностики. Критерии эффективности воспитательных воздействий, деятельности института, системы воспитания. Диагностика субъекта воспитания: квалификация, адекватность задачам и т.д.
Диагностика объекта воспитательного воздействия. Личностная диагностика: особенности темперамента, волевой сферы, мышления.
Диагностика профессиональная: пригодность к определенным видам трудовой деятельности.
1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Что такое социальное наследование.
2. Охарактеризуйте позиции разных авторов на предмет и объект социальной педагогики.
3. Дайте определение социальной педагогики.
4. Каковы причины возникновения социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.
5. В чем заключается социальное воспитание.
6. Каковы особенности социального воспитания в современной России.
7. В чем вы видите различие предметов социальной педагогики и педагогики.
8. Проанализируйте связь социальной педагогики с другими отраслями знания.
9. Охарактеризуйте связь социальной педагогики и социальной антропологии.
10. Какая из философских концепций воспитания представляется Вам наиболее адекватной современным Российским условиям.
11. Охарактеризуйте воспитание как процесс и как вид деятельности.
12. Перечислите основные категории социальной педагогики.
13. Укажите, в чем вы видите специфику самовоспитания как вида воспитательной деятельности.
14. Приведите примеры традиционной культуры.
15. Каковы основные особенности воспитания в традиционной культуре.
16. Что нового появляется в процессе социализация в современном обществе.
17. Какие из факторов социализации являются наиболее важными, какие имеют подчиненное значение?
18. В чем на ваш взгляд отличие первичной социализации от последующих ее этапов.
19. Основные формы семейного воспитания.
20. Какие институты социализации наиболее тесно связаны между собой в процессе воспитательной деятельности.
21. Каковы особенности взаимовоспитания в трудовом коллективе.
22. Укажите позитивные и негативные моменты влияния религии на процесс социализации подрастающего поколения.
23. Какие пути вы видите для повышения роли СМИ в сохранении национальной культуры.
24. Как вы оцениваете целесообразность создания в России общественных советов. Если положительно, то каковы возможности их использования для развития национальной культуры.
25. Как вы понимаете термин «национальная культура» применительно к России.
26. Дайте определения понятиям: сиротство, социальное сиротство, беспризорность.
27. Попытайтесь составить программу, направленную на преодоление беспризорности (на примере конкретного региона).
28. Какие конкретные методы борьбы с беспризорностью вам кажутся наиболее эффективными в условиях России.
29. Охарактеризуйте наиболее существенные методы перевоспитания, использовавшиеся в опыте А.С.Макаренко
30. В чем вы видите основные причины пьянства и алкоголизма?
31. Есть ли различия между алкоголизмом и наркоманией взрослых и подростков?
32. Какие меры целесообразно применять для искоренения наркомании.
33. В чем заключаются главные проблемы реабилитации лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы.
34. Какие вида и формы социальной помощи необходимы пожилым людям?
35. Укажите наиболее характерные закономерности процесса социализации в современной России.
36. Проанализируйте, как соотносятся различные механизмы социализации на разных этапах развития общества.
37. Дайте определение понятию социально-проблемная группа.
2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
1. Воспитание и его роль в воспроизводстве социальных ролей и статусов.
2. Развитие педагогических воззрений в различных философских системах.
3. Взгляды Платона и Аристотеля на сущность и значение воспитания.
4. Социальное воспитание в Античности.
5. Социальное воспитание в средние века.
6. Функции социального воспитания в современном обществе.
7. Анализ опыта воспитательной работы А.С.Макаренко и возможности его применении в современных российских условиях.
8. М. Монтессори и ее педагогическая система.
9. Содержание и сущность социально-педагогического эксперимента Р.Оуэна.
10. Анализ опыта воспитания одаренных детей.
11. Проблемы воспитания детей в учреждениях закрытого типа.
12. Анализ нормативных актов РФ с точки зрения их соответствия Конвенции о правах ребенка.
13. Формы девиаций в детском и подростковом возрасте.
14. Факторы детской и подростковой преступности.
15. Формы и методы педагогической коррекции детей и подростков с дезадаптивным поведением.
16. Социальные последствия алкоголизма и наркомании.
17. Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
18. Беспризорность как социальный феномен.
19. Формы социального контроля современного общества.