Фонд обязательного медицинского страхования.

ü Федерал. фонд обязат. мед. страхования (разрабатывают базу обяз. мед. страхования)

ü Территориал. фонд обяз. мед. страхования.

Лечебное учреждение
Застрахованное лицо
Страхов. мед. организация
страхователь
Территор. фонд ОМС  

ЕСН деньги перечисляет на

кол-во застрахован. лиц

договора

договора

полисы

           
   
     
 
 


полисы договора счет оплата

 

полисы
ЛЕКЦИЯ 6 (02 декабря 2006 года)

ТЕМА 7 «Государственный кредит»

Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, при которых заемщиком, кредитором или гарантом выступает государство. Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений, финансов и кредита, и совмещает их особенности.

Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. А как один из видов кредита имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя известны случаи, и принудительного насыщения займа. Кроме того, налоги движутся только в одном направлении: от налогоплательщика в бюджет или внебюджетные фонды. При кредитовании внесенная сумма превращается через определенное время в проценты.

Государственный кредит отличается и от других видов кредита:

1. Погашение ссуд при банковском кредитовании осуществляется за счет производительного использования заимствованных средств. Погашение процентов производится за счет дополнительно полученной прибыли. Целью государственного заимствования является покрытие бюджетного дефицита. Погашение ссуд и процентов по ним производится из будущего бюджета, т.е. возврат долга перекладывается на будущее поколение.

2. Банковский резонанс предусматривает целую систему обеспеченности кредита. Государственные займы непосредственного обеспечения не имеют. Банковский кредит, как правило, носит целевой характер. Государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Как финансовая категория, государственный кредит выполняет три функции финансов:

ü распределительную

ü регулирующую

ü контрольную

Через распределение трех функций осуществляется формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах срочности, платности, возвратности.

Размещение новых займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам называется рефинансированием государственного долга. Вступая в кредит. отношение, государство воздействует на денежное обращение и уровень процентных ставок на рынке денег и капитала. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Выступая на фин. рынке в качестве заемщика, государство, увеличивая спрос на заемные средства, способствует росту ссудного процента. Ограничивая, тем самым, отсутствие заемных средств, для предпринимателей и стимулируя накопления в виде ценных бумаг. Выдавая бюджет. ссуды, государство стимулирует рост производства и занятости. Контрольная функция государственного кредита органично связана с контрольной функцией финансов. В большинстве случаев государство выступает как заемщик средств.

Всю совокупность займа можно подразделить:

1. по месту размещения

ü внутренний

ü внешний

Под внутренним государственным займом понимается совокупность денежных отношений, связанных с финансированием государственных расходов юридическими или физическими лицами в национальной валюте.

Основ. формами внутренних займов является гос. операционный заем:

ü долгосрочный (20 лет и более)

ü краткосрочный (до 1 года)

на основе выпуска облигаций.

Облигация – это долговая расписка, свидетельствующая об обязательстве эммитета выплатить кредиторам, означен. на использование суммы по истечении определенного срока в процентах с приростом в виде процента от наминала. Размер дохода фиксирован и не может меняться во время действия займа.

И казначейские обязательства, выпускаемые на срок от трех до шести месяцев.

Государственный внеш. долг образуется при заимствовании государством в иностранной валюте, как правило, на внеш. рынке.

Они подразделяются на 2 основ. группы:

ü Коммерческие займы, кредиторами которых являются круп. банки, фин. и производственные корпорации, основ. целью которых является прибыль.

ü Полит. займы, предоставляемые правительствами других стран под очень низкий процент, но при условии выполнения предложений полит. характера.

Характеризуя гос. долг оперируют понятия:

ü капитальный (основной) долг

ü текущ. долг.

Капитал. долг – это совокупность всех выпущен-х и непогащен-х на дан. момент обязательств, включая проценты по ним.

Текущий долг – это расходы текущ. периода, как правило, фин. года, направлен. на погашения той части долга, по которой наступил срок возврата, и на уплату ежегодных процентов по обслуживанию капитал. долга со сроками гашения в будущем.

2. по классификации инвесторов:

ü реализуемые среди населения,

ü реализуемые среди юридических лиц

ü универсальные.

3. по классификации эммитента:

ü федеральные

ü региональные

ü местные

4. по срочности:

ü краткосрочные (срок гашения до года)

ü среднесрочные (срок гашения от 1 года до 5 лет)

ü долгосрочные (свыше 5 лет)

5. по обращению на рынке:

ü рыночные, свободно покупаемые и продаваемые (являются основными);

ü нерыночные, не подлежащие обращению на рынках ценных бумаг и выпускаемые государством для определенных инвесторов, специфическим интересов которых они отвечают. (Например, государство очень часто выпускает ценные бумаги, которые размещаются среди пенсионных фондов.)

6. по доходности:

ü процентные займы, доход по которым определяется в процентах на номинал и выплачивается ежегодно по купонному листу;

ü с нулевым купоном, т.е. выплаты в разовом порядке при погашении. Они продаются со скидкой от номинала, а выкупаются по номиналу (так называемые дисконтные бумаги, т.е. чем раньше их купите, тем больше доход получите, потому что, чем ближе срок гашения, тем выше цена этой бумаги)

ü выигрышные займы, по которым кредитор получает доход на свои вложения методом премии при погашении долгового обязательства. При чем премию получают не все, а только те, кто попали в тираж.

ü комбинированные займы – основ. доход в виде твердого процента, а для повышения интереса периодически проводятся тиражи.

ü беспроцентные:

o принудит. займы, в основном характерные для тоталитарных режимов, в демократических странах такие займы имеют место, в основном, в период войн и крупных катастроф;

o целевые займы, являющиеся одним из способов преодоления товарного дефицита

 

7. по методу определения доходов:

ü с твердым доходом (это 8% и все)

ü с плавающим доходом (процент может, как уменьшаться, так и увеличиваться)

8. по обязанности заемщика соблюдать сроки гашения займа:

ü без права досрочного гашения;

ü с правом досрочного гашения (единовременное или …)

ü … (возрастающими, убывающими или равными)

9. по обеспеченности долговых обязательств:

ü закладные, обеспеченные конкретным залогом

ü беззакладные.

10. по методу размещения:

ü добровольное приобретение

ü принудительное приобретение

11. по технологии эмиссии:

ü документарные (с одновременным выпуском долговых обязательств, сертификатов или монет)

ü идеальные (в виде записи на счетах долговых книгах, оформлен. договором или обязательством)

Как кредитор, государство предоставляет как внутренние, так и внеш. ссуды.

Внутрен. ссуды предоставляются из средств федерального бюджета юрид. лицам и органам исполнит. власти, субъектам Российской Федерации или муниципалитетам.

Внеш. ссуды предоставляются иностран. государствам, их юрид. лицам и международ. организациям. Предельный размер таких ссуд ежегодно утверждается при утверждении бюджета.

Управление гос. кредитом можно рассматривать в широком и узком смыслах.

Под управлением гос. кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений фин. политики государства, связанных с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика или гаранта. Оно возложено на органы власти и управления государством.

Под управлением гос. кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещением долговых обязательств государства, регулированию рынка ценных бумаг, обслуживанию гос. долга, предоставление ссуд и гарантий.

Оперативное управление гос. кредитом осуществляют Министерство финансов и банк Российской Федерации.


ЛЕКЦИЯ 7. (16 декабря 2006 года)

ТЕМА 8 «Страхование»

Страхование – это экономическая категория, являющаяся состав. частью финансов и предназначен. для создания целевых денежных фондов, формируемых из страховых взносов, заинтересованных юридических и физических лиц и предназначенных для возмещения возможного ущерба, причиненного как имуществу, так и человеку.

Сущность и роль страхования наиболее полно отражается в его функциях:

1. рисковая, обеспечивающая перераспределение денежных фондов собственности между участниками страхования при наступлении страх. событий для возмещения риска;

2. предупредительная, предполагающая заключение договоров страхования и перечисление страховых взносов для обеспечения финансовых мероприятий, связанных с сокращением страхового риска;

3. сберегательная, призванная обеспечивать с помощью страхования накопление, определенных договором страхования, страховых сумм;

4. контрольная, позволяющая обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда.

Распределительная функция применительно к страхованию проявляется через рисковую, предупредительную и сберегательную.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области страхового дела является Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1. Согласно ст. 2 страхование – это отношение по защите физ. и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных формирований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Под страховой деятельностью понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, заимному страхованию, а также страховых брокеров и страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием. Страховая деятельность происходит на страховом рынке, представляющим собой сферу денежных отношений купли-продажи специфического товара – страховой услуги.

Основ. участниками этих отношений явл-ся:

ü страхователи – это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования, либо являющимися страхователями в силу закона.

В удостоверение заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис), в кот. оговорены правила страхования, перечень страховых исков, размер страховой суммы и страховой премии (взноса), порядок изменения и прекращения договора и прочие условия, регулирующие отношения двух сторон.

ü Страховщики – это юрид. лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие…

Страховщики осуществляют оценку страхового риска (предполагаемого события, на случай наступления которого проводится страхование), получают страховые премии, формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные, связанные с исполнением обязательств по договору страхования действий.

Страховщики вправе осуществлять или только личное страхование, объектами кот. явл-ся имущественные интересы, связанные:

во-первых, с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, наступление иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

во-вторых, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказание им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезни)

или только личное и имущественное страхование.

Объектами имущественного страхования явл-ся имущественные интересы, связанные:

Во-первых, с владением, пользованием и распоряжением имущества (страхование имущества).

во-вторых, с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности)

в-третьих, с осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков)

Дочерние общества иностранных дочерних организаций и страховые организации, доли иностран-х инвесторов более 49% в Уставном капитале не могут осуществлять в Российской Федерации личное страхование, обязательное страхование, имущественное страхование, как правило при выполнении подрядных работ для гос. нужд, а также имущественное страхование гос. и муниципал-х организаций. Если квота иностранного капитала в Уставных капиталах страховых организаций Российской Федерации превышает 25%, то орган страхов. надзора прекращает выдачу лицензий разным страховщикам.

Страховые посредники:

страховые агенты – физ. лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и действующие на основании гражданско-правового договора или российские юрид. лица (коммерческие), представл. страховщика в отношениях со страхователем и действующие от имени страховщика и по его поручению;

страховые брокеры – физич. лица, прожив. в Российской Федерации и зарегистриров. в качестве индивид. предпринимателей или российские юрид. лица (коммерч. организации) действующие в интересах страхователя или страховщика и оказывающие услуги по заключению и исполнению договоров страхования между страховщиком и страхователем. Страх. брокер не в праве одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.

Общества взаимного страхования, создаваемые юрид. и физич. лицами для страховой защиты своих имуществ. интересов в порядке и на условиях определяемых федерал. законов о взаимном страховании.

Страховые актуарии – физ. лица, пост. прожив. на террит. Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществл. по трудовому или гражданско-правовому договору со страховщиком расчеты страховых тарифов, страховых резервов, оценку инвестиционных проектов страховщика на основа актуарных расчетов. Страховщики по итогам кажд. фин. года обязаны проводить актуарную оценку принятых страх. обязательств (страховых резервов), результаты кот-х отраж-ся в заключении, представляемом органом страхового надзора.

Страх. организации, общества взаимного страхования, страх. брокеры и страх. актуарии явл-ся субъектами страх. дела, деят-ть кот-х подлежит лицензированию. За исключением действий страх. актуариев, подлежащих аттестации. Сведения о проблемах сведены в единый реестр субъектов страх. дела в порядке установленного органом страх. надзора.

Согласно закона страхование осуществляется в форме обязательного и добровол. страхования.

Обяз. страхование осуществляется в силу закона и действует неограниченное по времени страхов. ответ-ть по установ. в законодат-ве объектов страхования и кругу страхователей, наступающая автоматически. Условия и порядок осуществления обязательного страхования опред-ся федер. законами по его конкрет. видам, каждый из которых устанавливает:

во-первых, субъектов страхования и последствия неисполнения ими обязательств;

во-вторых, объектов страхования;

в-третьих, перечень страховых случаев, наступлением кот-х возникает обязанность страховщика произвести страх. выплату страхователю, застрах. лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам;

в-четвертых, минимальный размер страховой суммы и порядок ее определения;

Страх. сумма – это ден. сумма, установлен. федерал. законом и премия, определен. договор страхования, исходя из кот. устанавливают размер страх. премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страх. случая. При осуществлении страхования имущества она не может превышать его действительную стоимость на момент заключения договора. При осуществлении личного страхования страховая сумма устанавл-ся страховщиком по соглашения со страхователем.

в-пятых, размер, структуру или порядок определения страх. тарифа;

Страх. тариф - это ставка страх. премии, ед-цы страх. суммы с учетом объекта страхования и хар-ра страх. риска. Конкрет. размер страх. тарифа определ-ся договором добровол. страхования по соглашению сторон, а под видом обязат. страхования устанавл-ся соответствующим Федерал. законом.

в-шестых, срок и порядок уплаты страхов. премии (разработка страх. взносов);

в-седьмых, срок действия договора страхования;

в-восьмых, порядок определения размера страх. выплаты.

Страх. выплата – это ден. сумма, установ. Фед. Законом или договором страхования и выплачив. страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страх. случая.

При имуществен. страховании она производ-ся в валюте Российской Федерации или в пределах страх. суммы предоставлением имущества аналогично утраченному, если это предусматрив-ся условиями страхования или граждан. ответственностью. В случае утраты или гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель может отказаться от своих прав на него в пользу страховщика для получения страх. выплаты (страх. возмещения в размере полн. страх. суммы).

При личном страховании страх. выплата (страх. сумма) произв-ся страхователю в виде сумм, имеющему право на ее получение независимо от сумм, причит. им по др. договорам страхования, а также по обяз. соц. страхованию, соц. обеспечению и в порядке возмещения вреда.

При осуществлении страхования жизни страховщик, в дополнении к страхов. сумме, может выплачивать часть инвестицион. дохода. При расторжении договора страхования жизни предусматр. дожитие застрахованного лица до определ. возраста или срока, либо наступление иного события страхователю возвращ-ся сумма в пределах сформирован. страх. резерва на день прекращения договора страхования (выкупная сумма)

в-девятых, контроль за осуществлением страхования

в-десятых, прямые положения.

К обязат. страхованию относится:

ü обязат. страхование имущества, принадлежащего гражданам, виды повреждений которых затрагивают не только личные, но и обществен. интересы;

ü гос. обязател. личн. страхование должностных лиц, налогов. и таможен. органов, судей и присяжных заседателей, судеб. приставов, депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации, сотрудников МВД и уголовно-исполнител. сис-мы Министерства Юстиции, военнослужащих и приравненных к ним лиц;

ü обязат. страхование пассажиров от несчаст. случаев на воздуш., ж/д, морском, внутр.-водном и автомобил. транспорте;

ü обязат. страхование раб-ов предприятий с особо опасными условиями работы (пожарные, летно-подъемный состав граждан. авиации, полярники, горноспасатели, подрывники и т.д.)


Добровольное страхование осуществляется на основе договора страхования и правил страхования, опред-х общ. условия и порядок осуществления страхования. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или их объединениями в соответст. с Гражданским кодексом Российской Федерации, наст. ФЗ и содержат положения аналогичные ФЗ «Об обязат. страховании» (о субъектах и объектах страхования, о страх. случаях, о страх. лицах и т.д.)

Гарантиями обеспечения финанс. устойчивости страховщика явл-ся:

ü собств. ср-ва, включ. устав. капитал, резерв. и добавоч. капиталы и нераспределен. прибыль; Страховщики должны обладать полностью отлаженным уставн. капиталом, размер которого д.б. не ниже миним. размера устав. капитала, составляющего при осуществлении страхования от несчастных случаев, медиц. страхования либо их сочетание с имуществ. страхованием – 30 млн. руб.; при осуществлении страхования жизни либо в его сочетании со страхованием от несчаст. случаев, болезней и медиц. страхований – 60 млн. руб.; при осуществлении перестрахования, а также страхование в сочетании с перестрахованием – 120 млн. руб.

ü страх. резервы – это спец. фонды, образуемые из страх. взносов и расходуемые на страх. выплаты страхователем. Они формир-ся в завис-ти от обязательств страховщика и отражают величину этих обязательств по заключен. со страхователем договорам, неисполненных на дан. момент. Страховщики могут инвестировать страх. резервы на условиях дивельсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Согласно правилам размещения страховщиками ср-в страх. резервов, утвержденным Пр. Министерства Финансов от 08.08.2005 г. № 100-Н они м.б. размещены в федерал, регионал., муниципал. ценные бумаги. Ценные бумаги – обязательства, по кот. гарантированы Российской Федерацией, акции, облигации, векселя, жилищ. сертификаты, паи инвестиц-х фондов, недвижим. имущество, денеж. наличность, банк. депозиты, слитки и монеты из драгоцен-х металлов, ипотеч. ценные бумаги и займы страхователя по договорам страхования жизни. Т.к. при страховании жизни страховщик вправе предоставить страхователю - физич. лицу заем в пределах страх. резерва, сформирован. по договору страхования, заключен. на срок не менее 5 лет.

ü экономически обоснованные страх. тарифы. Финанс. возможности страховщика опред-ся в основном объемом поступлений страх. взносов, зависящ. от кол-ва заключен. договоров, величины страх. сумм и размера тарифов по кажд. виду страхования. Основой исчисления страх. взносов явл-ся тариф. ставка, именуемая также брутто-ставкой и состоящая из 2-х частей: нетто-ставки и нагрузки. Основ. доля в страх. тарифе принадлежит нетто-ставке, прдназначенной для формирования страх. фонда и предстоящих выплат клиентам. Нагрузка вкл-ет расходы страховщика при решении дела, т.е. з/пл сотрудникам, аренда помещения и т.д. Расчет брутто-ставки и особенно нетто-ставки достаточно сложная задача, решаемая специалистом по актуарным расчетам, т.е. по сис-ме математич. закономерностей и статистич. приемов. Как правило, страх. компании не проводят актуарные расчеты самостоятельно, а пользуются готов. тариф. ставками, действующие на отечеств. и мировом рынках.

ü сострахования – это страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования, позволяющая видеть страховые случаи (понятно, что это не очень удобно застрахов. лицу: при удовлетворении страх. случая ему придется разбираться с неск-кими страх. компаниями).

ü перестрахование – это деят-ть по защите одним страховщиком имуществ. интересов др. страховщика, связ-х с принятым последним по договору страхования обязательств по страх. выплате. Цель его – создание сбалансиров. портфеля страховщика посредством деления и выравнивания риска. Процент передачи страх. риска наз-ся цельвированием риска. Принятый риск может дробиться, т.е. передаваться полностью или частично 2-ому, 3-ему и т.д. перестраховщику. Такая последующая передача наз-ся ретроцессией. Передачи части риска - риск, кот. обязан нести сам страховщик, сокращ-ся до размера, кот. он по своим фин. возможностям может обслуживать сам.

Различаются договора факультативного и облигаторного перестрахования.

Факультатив. перестрахование осуществ-ся в индивид. порядке. Страховщик не несет никаких обязательств перед перестраховщиком по передаче ему рисков и принимает решение о перестраховании по кажд. риску отдельно. Перестраховщик, в свою очередь, также не имеет никаких обязательств перед страховщиком по приему их и может предложить личн. условия перестрахования.

Облигаторное перестрахование выгодно для страховщика, передающего риск, т.к. все заранее определенные убытки автоматически получают покрытие у перестраховщика. Дан. договор заключается на неопред. срок с правом расторжения по взаимному уведомлению.

В соответ. с Граждан. кодексом Российской Федерации страх. услуги делятся по видам страхования на:

ü имуществ. страхование

ü страхование ответственности

ü страхование предпринимательских рисков

ü личное страхование.

По договору имущест. страхования страховщик обяз-ся за обусловлен. договором плату (страхов. премию) при наступлении предусмотрен. в договоре страх. случая возместить страхователю или выгодоприобретателю (в пользу кого заключен договор страхования) причиненные вследствие этого события убытки в застрахов. имуществе либо убытки, именные интересы страхователя (выплаты страх. возмещения) в пределах оговорен. суммы (страх. премии). На страхование принимаются различные группы имущества.

Имуществ. страхование охватывает также значит. часть страх. рисков, кот. принято называть страхованием ответствен-ти. Страхуются, в основном, риски нанесения вреда здоровью и риски причинения имуществ. или физич. ущерба.

Страхование предпринимател. рисков также явл-ся по существу частью имуществ. страхования, т.к. страхуются имуществ. интересы, связан. с риском убытков по предпринимател. деят-ти из-за нарушения контрагентами условий договора или утраты имущества, являющегося предметом коммерч. операции.

Личное страхование носит, в основном, добровол. хар-р. Страхование жизни м.б. смешанным, когда в одном договоре объединены неск-ко видов страхования. Напр., на случай смерти, дожитие до окончания срока страхования и страхование от несчаст. случаев. Обязат. личн. страхование м.б. как государственным (страхователь – соответствующее Министерство или ведомство) так и негосударственным (касается, в основном, перевозки пассажиров, где страхователем выступает перевозчик). К личн. страхованию относится также добровол. пенсион. страхование и медиц. страхование.


ТЕМА 8. «Налогооблажение»

Основой доход. части бюджета всех уровней явл-ся налоги. Возникновение налогов связано с возникновением гос-ва, потребовавшего формирование фондов фин. ресурсов и соот-но инструментов, посредством кот. этих фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом стали налоги. Главное предназначение которых изначально заключ-ся в формировании материал. базы для обеспечения функций гос-ва. Налог, как эконом. категория выражает денеж. отношения м/у гос-вом с одной стороны и физ. и юрид. лицами с др. стороны, возникаюшие в процессе перераспределения вновь создан. стоимости ВВП и отчуждение ее части в распоряжение гос-ва в обяз. порядке.

Объектив. сторона налогов не зависит от конкрет. объектив. действительности и опред-ся факторами, вызвавшими появление этой категории.

Субъектив. сторона налогов (конкрет. их виды, уровень ставок, системой льгот и т.д.) определяется внешними, с кот. они функционируют. Установление налогов производится путем принятия налогов. законодательства.

Норматив. определение налога дано в Налог. кодексе Российской Федерации ч. 1 ст. 80. Под налогом понимается обязат. ндивид. безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физич. лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собст-ти хозяйствен. ведения или оператив. упр-я денеж-х ср-в в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и муниципал. образований.

Под сбором поним-ся обязат. взнос, взимаемый с организаций и физич. лиц, уплата которого явл-ся одним из условий перераспределения в интересах плательщиков сборов, гос. органами, органами мест. самоуправления, иными уполномочен. органами и долж. лицами, юридически значимых лиц.

Налог. отношения входят в сис-му фин. отношений, но как особ. их вид имеет отличит. признаки. Такими признаками, помимо обязательности (принудительности) налогов явл-ся их безвозмездность и безэквивалентность, т.е. уплата налогов явл-ся обязанностью и не дает налогоплательщику прав на встречное исполнение обязательств со стороны гос-ва.

В этих основ. функциях:

- фискальной, заключающейся в обеспечении доходов бюджет. сис-мы и находящ-ся под особ. контролем гос-ва в центре его фин. политики;

- макроэкономической (регулирующей), заключающ-ся во вмешательстве гос-ва ч/з налоги воспроизводствен. процесс.

Общ. миров. теория и практика налогов выработала совокуп-ть общ. понятий и принципов налогооблажения, кот. оперируют во всех цивилизован-х странах.

Налогоплательщик (субъект или носитель налогов) – это юрид. или физич. лицо, исполняющее обязат. налог. повинность.

Объект налогов – это предмет (денеж. доход, товарно-материальные ценности, имущество, имеющий реал. денеж. оценку, земля и т.д.), наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом.

Источник дохода – денеж. доход налогоплательщика, из кот. уплачивается налог (з/пл., дивиденд и т.д.).

Единица обложения – ед-ца измерения объекта налога, принятая для счета (по подоход. налогу – денеж. ед-ца, по земел. налогу – гектар, по акцизу – ед-ца товара).

Ставка налога – величина налога на ед-цу облажения.

Ставки подразделяются на:

ü регрессивные, при кот. процент изъятия налога дохода уменьшается при возрастании доходов;

ü пропорциональные, при кот. взимается одна и та же ставка налога независимо от размера доходов (подоход. налог – 13%)

ü прогрессивные, при кот. ставка налога повыш-ся при возрастании доходов, при чем различают простую и слож. прогрессию. При прост. прогрессии ставка налога повышается для всего дохода. Напр., при доходе до 1000 руб. ставка налога состав-ет 1%, от 1001 руб. – 2% и т.д. Прост. прогрессия на практике не используется, а используется слож. прогрессия. При слож. прогрессии обложении суммы 1001 рубль производ-ся след. образом: по ставке 1% облагается до 1000 руб. и только 1 руб. облагается по ставке 2%. Т.е. повышен. ставка применяется только для той части, на кот. произошло увеличение дохода;

Налог. квота – доля налога в доходе налогоплательщика.

Налог. оклад – величина налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Налог. квота – полная и част. освобождение налогоплательщика от уплаты налогов в соответствии с действ. законодат-вом.

Необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта обложения полностью освобождения от налога.

Налогооблагаемая база – доход по отношению к кот. примен-ся налог. ставка. Он опред-ся путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешаемых законод-вом налог. льгот.

Налог. право – правовой механизм регулирования налог. отношений, включающий совокуп-ть законодат. норм, на основе кот-х функционируют, измен-ся и прекращают свое действие как отдел. виды налогов так и их определ. совок-ть в рамках общ. налог. сис-мы.

Налог. сис-ма – совок-ть всех налогов, действующих на территории всей страны, методы и принципы, построение, способы исчислений и взимание налогов.

Налог. политика – совок-ть гос. мероприятий в области налогов, направл. на достижение стабильноти и прогресса экон. сис-мы.


Вся совокуп-ть функционир. налогов м.б. классифицирована по след. видам:

- по объекту налогообложения

ü прямые налоги, кот. предполагают непосредствен. изъятие части доходов налогоплательщика. Его объектом выступает имущество и доход налогоплательщика. Классич. пример – подоход. налог.

В свою очередь прямые налоги подразд-ся на:

ü реальные, кот. облаг-ся отдел. виды имущества налогоплательщика, при чем, его фин. состояние не принимается во внимание. В расчет берется только непосредствен. объект налогообложения. Расчет налога осуществляется, как правило, в расчете со сред. дохода имущества, определ. по спец. кадастру. Основ. видами реал. налога явл-ся промысловый, земельный, налог на цен. бумаги.

ü личные – это налоги, кот. облаг-ся доходы или имущество физ. и юрид. лиц. В отличии от реал-х налогов личн. налогообложение учитывает как индивид. доход или имущество кажд. плательщика так и его фин. состояние. Личн. налоги взимаются у источника дохода или по налог. декларации. К осн. видам лич. налогов относятся подоход. налог, налог на средства.

В количествен. отношении прям. налоги превалируют над косвенными, но их удел. вес в налог. доходах Российской Федерации весьма скромен, т.к. поступления только по одному налогу на добавоч. стоимость больше чем по всем прям. налогам.

ü косвен. налоги взимаются с операций по реализации товаров, услуг, экспорту, импорту. Сумма налога определ-ся либо как надбавка к цене товара (по акцизам), либо как процент к добавлен. стоимости (НДС), к выручке от продаж (налог с продаж), к выручке от реализации. Эти налоги счит-ся несправедливыми, т.к. ч/з механизм цен они переклад-ся на население, кот. их реально и уплачивает, что не мешает их использовать в миров. практике, т.к. они явл-ся более надежными, чем прям. налоги.

Косвен. налоги подраздел-ся на:

ü акцизы, кот. бывают индивидуальными (на отдел. виды и группы товаров) и универсальные (добавоч. стоимость)

ü фискальные монополии (косвен. налоги на товары массов. спроса и потребления, произ-во и реализация кот-х сосредоточены в руках гос-ва)

ü таможен. пошлины подраздел-ся на импортные, взимаемые при ввозе товаров, экспортные, взимаемые при вывозе товаров, и особые (антидемпинговые, применяемые для защиты отеч. производителей)

Следует отметить, что граница м/у косвен. и прям. налогами весьма условна. Напр., налог на прибыль с предприятий формально прям. налог, но определ. его часть нередко включ-ся в цену товаров, что делает его, в таком случае, косвен. налогом. В то же время в условиях жесткой конкуренции предприниматель не всегда может перенести косв. налог на потребителя, что делает дан. налог прямым, поскольку он вычитается из дохода.

- по принадлежности налога к уровню бюджет. сис-мы

ü федеральные

ü региональные

ü местные

Согласно ст. 13 Налог. кодекса к федерал. налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость

- акцизы на отдел. виды товаров и услуг

- отдел. виды минерал. сырья

- налог на прибыль организаций

- налог на доходы от капитала

- подоход. налог с физич. лиц

- взносы в гос. внебюджет. фонды

- гос. пошлина

- таможен. пошлины и сборы

- налог на пользование недрами

- налог на воспроизводство минерал. сырьевой базы

- налог на дополнит. доход от добычи углеводородов (нефть)

- сбор за право пользования объектами животного мира и водн. биологич. ресурсами

- лесной налог

- водный налог

- экологический налог

- федерал. лицензион. сбор

Согласно ст. 14 Налог. кодекса к регионал. налогам относятся:

- налог на имущество организации

- налог на недвижимость

- дорож. налог

- транспортный налог

- налог с продаж

- налог на игорный бизнес

- регионал. и пенсион. сборы

Причем введение в действие налога на недвижимость прекращает действие на территории соотв. региона налога на имущество организации, налога на имущество физич. лиц и земел. налога.

Согласно ст. 15 Налог. кодекса к мест. налогам относятся:

- земел. налог

- налог на имущество физ. лиц

- налог на рекламу

- налог на наследование и дарение

- мест. лицензионные сборы


- в зависимости от субъекта, уплачив. налоги

ü налоги с физич. лиц

ü налоги с юрид. лиц

- зависимости от целевого назначения

ü общие налоги (без функционал. привязки к расходам бюджета)

ü целевые (специальные), имеющие строгое целевое назначение и предназначенные для формирования финанс. базы различ. спец. фондов

- в зависимости от источника уплаты

ü налог с доходов

ü налог с прибыли

ü налог с выручки от продаж

- зависимости от способов изъятия

ü налоги, взимаемые у источника доходов

ü налоги, взимаемые по налог. декларации

- в зависимости от полноты поступления в бюджет опред. уровня

ü собствен. налоги, закреплен. за соотв. бюджетом на пост. основе

ü регулирующие налоги, по кот. установлены нормативы отчислений в бюджеты др. уровней

Из всех федерал. налогов полностью в федерал. бюджет поступают:

- таможен. пошлины

- налог на операции с цен. бумагами

- НДС

Акцизы и подоход. налог – это регулирующие доходы, кот. в виде процент-х отчислений направл-ся также в бюджеты регионов и муниципалитетов.

Организации и предприятия, в не зависимости от форм собствен-ти, уплачивают след. осн. виды федерал. налогов:

- НДС, явл-ся косвен. налогом

- налог на прибыль, явл-ся прям. налогом

- ЕСН

Они также уплачивают след. осн. виды регионал. и мест. налогов:

- налог на имущество юрид. лиц

- налог с продаж.

 

альн категорий граждан.изационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения ма