Финансовое обеспечение текущей деятельности

Рисунок 3 - Состав внешних и внутренних факторов, влияющих на прибыль

Все эти факторы влияют на динамику прибыль не непосредственно, а через объем реализации продукции и ее себестоимость: чем больше выручка и ниже себестоимость, тем больше сумма прибыли. Влияние каждого их факторов определяется расчетом.

Для сельскохозяйственного предприятия особенность является значительный риск производственной деятельности. Этот риск связан не только с изменениями конъюнктуры рынка, но, прежде всего, с влиянием природных факторов. Это особенность должна быть учтена в ходе распределения прибыли. Для сельскохозяйственных предприятий особое значение имеет формирование резервного фонда как в натуральной, так и в денежной формах. Кроме того, важным видится включение механизмов страхования посредством страхового фонда.

В целом процесс формирования прибыли предприятия можно представить в виде схему (Рисунок 4).

 
 

 

 


«МИНУС»

 
 

 


Расходы, связанные с производством и реализацией продукции Внереализационные расходы
Расходы на оплату труда Материальные расходы Амортизация Прочие
         

 
 

 


Рисунок 4 - Порядок формирования прибыли предприятия

Распределение прибыли предприятий основывается на следующих принципах:

· первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом;

· максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства;

· использование прибыли на материальное стимулирование работающих;

· направление прибыли на социально-культурные нужды;

· формирование резервных фондов.

Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны сегодня с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. В настоящее время государство не вмешивается в процесс распределения прибыли. После уплаты налогов сельскохозяйственные предприятия вправе направлять прибыль по направлениям, согласно целям своей деятельности. Однако необходимо предусмотреть в учетной политике сельскохозяйственного предприятия порядок и пропорции распределения прибыли. Это позволит повысить качество планирования и эффективность использования прибыли. При этом предприятия вправе использовать как фондовую, так и нефондовую форму использования прибыли.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, то есть за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действует в полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования.

При распределении прибыли пересекаются интересы как общества в целом, так и предпринимательские интересы сельскохозяйственного предприятия. Объектом распределения выступает вся сумма прибыли, полученная на разных этапах хозяйствования. Государство вмешивается в процесс распределения только на первом этапе – в момент уплаты налога на прибыль организации. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта.

Поскольку первым принципом распределения прибыли является первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, то на первом этапе происходит уплата налога на прибыль. В современной практики налогообложения у сельскохозяйственных предприятий облагается налогом на прибыль только прибыль от реализации несельскохозяйственной продукции. Порядок исчисления и уплаты налога прибыль регламентируется Главой 25 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Действующая ставка налога на прибыль составляет 24 %. Из нее:

7,5 % - поступает в федеральный бюджет

16, 5 % - в региональный бюджет

Оставшаяся часть прибыли распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение прибыли после уплаты налога может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов. Либо путем непосредственного распределения прибыли по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствования субъект должен дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.

Фон накопления используется на научно-технические, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на расходы, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе сельскохозяйственного предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и проч.

В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципа коммерческого расчета самофинансирование осуществляется более последовательно и полнее. Причем основным источником покрытия затрат становится именно прибыль.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.

С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность недополучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов сельскохозяйственного предприятия резервного фонда. Для предприятий аграрного сектора резервный фонд имеет особое значение. Он позволяет также снизить риск неблагоприятного воздействия изменения природно-климатических условий. Тем самым создается возможность осуществлять на уровне предприятия самострахование.

В условиях перехода к рыночной экономике создается принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования состав которых регламентируется государством, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

Важное место в системе распределения прибыли сельскохозяйственных предприятий занимают сегодня те направления ее использования, которые связаны с формированием поощрительных фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли.

Однако прежде чем распределять прибыль, необходимо ее получить. В то же время многие предприятия аграрного сектора экономики являются убыточными. Так в 2001 году доля убыточных предприятий в Московской области составила 40 % от общего их количества ( в 1990 году – 3 %, в 1998 году - 17 %, в 2000 году – 42 %). Большинство из них утратили перспективу дальнейшего развития и находятся на грани банкротства (9, с. 10).

В сложившихся условиях большое значение придается выявлению факторов роста прибыли сельскохозяйственных предприятий.

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

К важнейшим факторам роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно повышение производительности труда, снижение объема затрат, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно те ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производится должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

В этих целях необходимо учитывать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее реализации. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель выручки от реализации продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию предпринимательской деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Состав и структура затрат зависят от характера производства. При этом затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимости, - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий. Затраты на производство в целом являются многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.

Размер прибыли предприятия как конечного финансового результата зависит также и от объема выручки. В условиях рынка все в большей мере на размер выручки от реализации сельскохозяйственной продукции влияют: объем производства, качество, ассортимент, уровень реализационных цен, соблюдение условий договоров, выбор оптимальных форм безналичных расчетов. Работа по изысканию путей снижения себестоимости в значительной степени обесценивается инфляцией и повышением цен на оборотные производственные фонды и топливно-энергетические ресурсы. Таким образом, возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключается из-за резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий. Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, что повлекло колоссальный рост цен почти на все производимые товары. С помощью таких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что не всегда содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

На прибыль от реализации продукции оказывает влияние также изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыль. Величина нереализованных остатков зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции.

На формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и размер чистой прибыли, используемой непосредственно на цели накопления потребления оказывают влияние также налоги. Некоторые из них включаются в состав затрат по производству продукции, другие относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности, часть налогов уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, взимаются санкции за несвоевременную уплату налогов. Конечно, налоговая система наряду с целевыми льготами должна включать финансовые санкции, призванные усилить экономическую ответственность за эффективность производства, с одной стороны, но, с другой стороны, не быть тяжелым бременем, ложившимся на конечный финансовый результат. Переход на рыночные отношения выдвинул задачу создания новой адекватной современным условиям налоговой системы в сельском хозяйстве, которая должна обеспечивать экономически обоснованные размеры изъятия средств в централизованные фонды и сохранение высокой материальной заинтересованности производителей в развитии и повышении эффективности производства.

Нужно отметить, что абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Для реальной оценки уровня прибыльности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли проводится в определенной последовательности. Прежде всего, прибыль анализируется по составным элементам. Затем анализируются факторы изменения прибыли. Кроме того, анализируются изменения объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставлять уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.

Определяется также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли в остатках готовой продукции от прочей реализации и внереализационных операций.

Также для оценки эффективности предпринимательской деятельности используется показатели рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие прибыльно, если сумма выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Факторы роста показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:

· совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

· повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

· индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа сельскохозяйственного предприятия по ресурсосбережению, что ведет к снижению затрат, а следовательно – к росту прибыли.

Таким образом, снижение себестоимости и увеличение объема и качества выпускаемой продукции должны стать главными факторами повышения прибыльности сельскохозяйственных предприятий.