Вопрос 3. Безналичный оборот и его функции.

Весь безналичный оборот платежный, так как предполагает разрыв во времени движения товара и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, является преобладающим, осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов.

Счет в банке – сердцевина его взаимоотношений с клиентом, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается, как главный показатель работы предприятия. Типы счетов, используемых для расчетных операций, самые разнообразные, среди них выделяются счета до востребования для обслуживания текущей (основной) деятельности, называемые с учетом особенностей каждой страны, например, во Франции – текущие, В США – чековые, в Германии – жиросчета, в России – расчетные.

В целом банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, а создание платежных средств, являющееся ее важной функцией, тесно связано с проводимыми этой системой кредитными операциями. Денежные средства на расчетных и других аналогичных счетах в банках отражаются посредством записи остатков, оборотов по лицевым счетам вследствие безналичных расчетов.

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространения безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты – специальные межбанковские организации, осуществляемые безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований.

В Германии, Франции, Италии и других странах широкое распространение получили жирорасчеты – разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений – жироприказов, т.е. письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций стала применяться с середины 70-х годов система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их поведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.; Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Совета (ВС) Российской Федерации от 13 февраля 1992 г.; Положение о простом и переводном векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК от 7 августа 1937 г.; Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. и др.

Порядок безналичных расчетов определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Главный регулирующий орган платежной системы – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). На банк России возложено:

- установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

- координация, регулирование и лицензирование организации расчетов, в том числе клиринговых, систем.

Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика необходимое условие расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими и физическими лицами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» в договоре должны быть указаны: стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки оформления платежных документов. Имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (РКЦ) и заключается договор на расчетное обслуживание банка.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения договорных обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщика) списание средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип – срочность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций.

Шестой принцип – контроль участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Данный принцип подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль.

Седьмой принцип – имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:

- Расчеты платежными поручениями;

- Аккредитивную форму расчетов;

- Расчеты чеками;

- Расчеты платежными требованиями-поручениями;

- Зачет взаимных требований.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

Выбор формы расчетов в основном определяется:

- характером хозяйственных связей между контрагентами;

- особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

- местонахождением сторон сделки;

- способом транспортировки грузов;

- финансовым положением юридических лиц.

Выбор формы должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

По признаку территориальности расположения предприятий и обслуживающих их банков различают расчеты: одногородние и иногородние.

Расчеты между предприятиями и организациями обслуживающими одним или разными учреждениями банков, находящимися в одном населенном пункте, называются одногородними.

Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживающими учреждениями банков, находящимися в разных населенных пунктах, называются иногородними.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, применяются банком к исполнению только при их соответствии стандартизованным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:

- наименование расчетного документа;

- номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;

- наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;

- назначение платежа (в чеке не указывается);

- сумма платежа (цифрами и прописью).

Расчеты платежными поручениями.

Расчеты платежными поручениями – это самая распространенная форма безналичных расчетов.

Платежные поручения представляют собой, поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета.

Плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы.

Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).

Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Расчеты платежными поручениями используются, для совершения широкого спектра платежей с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т. е. до отгрузки товара;

- после отгрузки товара, т. е. путем прямого акцепта товара;

- частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Расчеты в порядке плановых платежей.

Существуют различные подходы к трактовке расчетов в порядке плановых платежей. Нередко их рассматривают как разновидность расчетов платежными поручениями, поскольку именно этот документ является основным видом платежного документа, используемого в расчетах плановыми платежами. Однако это не означает, что при расчетах плановыми платежами не могут использоваться другие расчетные документы (чеки, векселя).

При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием в расчетах платежных поручений.

Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периодически), производить плановые платежи исходя из периодичности платежей и планового объема поставок.

При переходе на расчеты плановыми платежами стороны сделки направляют в обслуживающие их банки копии соглашений с реквизитами контрагента сделки, с указанием длительности расчетных периодов, сроков перечисления платежей, указаниями счетов, с которых будут производиться платежи и на которые будут зачисляться средства, сроки выверки и порядок завершения расчетов.

На каждый плановый платеж выписывается и передается банку отдельный документ – платежное поручение (выписываемое покупателем).

Ежемесячно проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или оказанных услуг. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения. Перерасчеты производятся в зависимости от результатов уточнения расчетов, отдельным платежным поручением (при недоплате) или зачислением разницы в счет будущих платежей (при переплате).

Преимуществом данной формы расчетов является: плановые платежи сводят к минимуму разрыв между временем отгрузки продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот.

Недостатком данной формы расчетов является: то, что обязательным условием успешного применения данной формы расчетов является стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки.

Аккредитивная форма расчетов.

Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик.

Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата наличными деньгами с аккредитива не допускается.

Срок действия аккредитива и порядок расчетов устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.

Недостатком этой формы расчетов является то, что средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот.