Налоговый контроль

Упрощенная система налогообложения

Устанавливается главой 26.2 НК РФ, относится к региональным налогам.

Не имеют права перейти на эту систему предприятия и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, а также банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, имеющие филиалы и представительства, организации и предприниматели, осуществляющее производство подакцизных товаров, нотариусы, сельскохозяйственные предприятия, переведенные на единый сельскохозяйственный налог, предприятия игорного бизнеса, предприятия, среднесписочная численность которых превышает 100 чел, стоимость основных производственных фондов и нематериальных активов превышает 100 млн. руб., ЮЛ и предприниматели, у которых объем выручки превышает 15 млн. руб.

Налогоплательщики – ЮЛ и предприниматели, не указанные в выше названных пунктах.

Объект налогообложения – налогоплательщик вправе выбрать самостоятельно: либо доходы, которые будут определятся по ставке 6%, либо разница между расходами и доходами по ставке 15%. При применении этой системы ЮЛ и частные предприниматели вправе осуществлять упрощенную систему бухгалтерского учета, т.е. все операции фиксируются в книге учета доходов и расходов. В этом случае обязательно ведение учета основных средств, нематериальных активов и учета начисления и выдачи з/п.

Ставки – 6% от доходов, 15% от разницы между доходами и расходами. Если налогоплательщик выбрал режим налогообложения по ставке 15% и сумму исчисленного по этой ставке налога оказалась меньше величины минимального налога, то налогоплательщик обязан заплатить государству величину минимального налога, которая определяется как 1% от дохода (от выручки).

Налоговый период – 1 календарный год.

Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Сроки и уплаты и сроки отчетности устанавливаются до 20 числа месяца следующего за отчетным периодом.

 

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Таможенные органы и органы гос. внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при этом пользуются правами и несут обязанности, предусмотренными для налоговых органов.

Налоговые, таможенные органы и органы внебюджетных фондов могут информировать друг друга об имеющих материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках.

При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушении положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушении принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц.

Существует два вида налоговых проверок: камеральная , выездная и встречная.

Проверки могут охватывать период не более, чем три календарных года деятельности предприятия, предшествующих году проведения проверки.

В случае необходимости получения информации о деятельности других организаций или физ. лиц, связанных с проверяемой организацией, то у них могут быть истребованы документы, относящиеся к деятельности последней, то есть произведена встречная проверка. Непредставление организацией налоговому органу сведений о проверяемой организации или представлении заведомо ложных сведений влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. За те же действия, свершенные физ. лицом, налагается штраф в сумме 500 руб.

Запрещено проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период, за исключением случаев, когда проверка производится в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия или вышестоящим налоговым органом в виде контроля за деятельностью подчиненного налогового органа.

Камеральная налоговая проверка

Проводится по месту нахождения налогового органа на основе данных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления налогов, без специального решения руководителя налогового органа или его заместителя в течение двух месяцев с даты представления организацией документов.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в них, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие изменения в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, выставляется платежное требование об уплате соответствующей суммы.

При проведении проверки налоговый орган вправе затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность расчета и своевременность уплаты налога.

По результатам проверки составляется справка (акт) с отражением ее результатов, который подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, и руководителем (главным бухгалтером) проверяемой организации.

Выездная налоговая проверка

Проводится в отношении организаций и индивидуальных частных предпринимателей на основании письменного решения руководителя налогового органа или его заместителя не чаще одного раза в год (по одному и тому же виду налогов) и не более двух месяцев (по решению вышестоящего налогового органа – до трех месяцев). Независимо от времени проведения предыдущей проверки проводятся выездные проверки, связанные с ликвидацией (реорганизацией) налогоплательщика и проводимая вышестоящим налоговым органом.

При необходимости лица, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений.

При наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о свершенном правонарушении могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится их изъятие по акту, составленному должностным лицом, проводящим проверку.

Результаты проверки оформляются в виде акта, подписываемого работником налогового органа, проводившим проверку, руководителем проверяемой организации. Если акт по результатам проверки не составлен, считается, что проверка состоялась, но правонарушений не обнаружено (составляется справка).

Налогоплательщик вправе в течение двух недель представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. В этом случае руководитель налогового органа в присутствии должностных лиц проверяемой организации рассматривает представленные объяснения и выносит решения по ним.