Формы налогового администрирования
Качество налогового администрирования отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Для построения отношений партнерства необходимо разработать и законодательно утвердить процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений.
Федеральная налоговая служба должна существенно изменить формы работы с налогоплательщиками. Ее основной задачей становится повышение качества оказываемых налогоплательщикам информационных услуг, снижение влияния субъективных моментов при взаимодействии тех, кто взимает налоги, и тех, кто их платит. Именно на достижение этих стратегических целей должны быть направлены мероприятия по улучшению обслуживания налогоплательщиков, расширению сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств. Регламентация прав налогоплательщиков и налоговых органов тесно связана со справедливостью налоговой системы.
Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения. «Это важно не только с фискальной точки зрения, но и с позиции обеспечения равных конкурентных условий.
В то же время налоговый контроль не должен быть слишком жестким, чтобы не заставлять налогоплательщиков уходить «в тень», слишком обременительным, чтобы не создавать излишних проблем для добросовестных налогоплательщиков (затраты на соблюдение налогового законодательства должны быть разумны и сопоставимы с суммами уплачиваемых налогов)».
В совершенствовании налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования - обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России. Необходимо упорядочить проведение камеральных налоговых проверок, в частности определить исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами. Усложнение налоговых процедур и правил оборачивается тяжелым бременем для налогоплательщиков и для налоговых инспекторов, поскольку как представить документы для проверки, так и проверить их практически невозможно.
Что касается выездных налоговых проверок, то предполагается установить предельный срок их проведения, продлевать его только в особо оговоренных в Налоговом кодексе РФ случаях и ограничить основания для повторных проверок. Кроме того, в налоговых органах будут созданы специальные подразделения численностью 10 тыс. человек.
Совершенствование налогового контроля в настоящее время является важнейшей задачей модернизации налогообложения, которое должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюджеты суммам налоговых обязательств (% ВВП), определенных налоговым законодательством. Целью налогового контроля является не обеспечение дополнительных средств для выполнения фискальных Функций, а соблюдение налогового законодательства.
Среди основных направлений по совершенствованию налогового контроля следует выделить обеспечение налоговой безопасности. Для этого необходимо:
наличие методологии предпроверочного анализа:
борьба с противозаконным уклонением от налогов, осуществляемым путем проведения ряда хозяйственных операций с помощью наличных денег, не учитываемых в официальной бухгалтерии;
проведение ряда мер по борьбе с так называемыми «коротко живущими предприятиями», которые специализируются на оказании фиктивных услуг (возврате заказчику наличных денег за вычетом комиссионных вместо предоставления оговоренных в договоре услуг), через которые осуществляется нелегальный оборот наличных денег;
введение процедур специальной регистрации в налоговых органах поставщиков, осуществляющих выведение средств в нелегальный наличный оборот через заключение фиктивных сделок на оказание услуг (маркетинг, консалтинг, реклама, НИОКР и пр.);
внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов, систем автоматизированной камеральной проверки, внедрения прогрессивных, научно обоснованных, автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок.
Закрепление налогоплательщиков за конкретными работниками налоговых органов создает предпосылки для злоупотреблений, нарушения профессиональной этики. В целях ее обеспечения необходимо:
разработать концепцию оказания налогоплательщикам консультационных услуг;
осуществлять обработку деклараций в центрах обработки данных, что позволит освободить персонал налоговых инспекций для более качественной информационно-консультационной работы с налогоплательщиками и снизить риск возможного влияния налогоплательщиков на процедуры налогового контроля и ведения лицевых счетов;
развивать систему досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции.
При организации этой работы необходимо разработать механизм досудебного разбирательства спорных вопросов в налоговых органах, а также внести изменения в существующий технологический процесс разбора жалоб и решения спорных вопросов. По существу, указанная система досудебного разбирательства должна стать альтернативой судебному разбирательству;
внедрять в практику деятельности налоговых органов прогрессивные формы и методы информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, в том числе организацию порталов сайтов ФНС России и УМНС России по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам налогового законодательства;
изучать опыт и разрабатывать предложения по организации сети телефонного консультирования МНС России; создать на одном из центральных телеканалов учебно-информационной программы по проблемам налогообложения, оснащенной собственной телестудией ФНС России; разрабатывать сценарии рекламных и информационных роликов ФНС России.
Основные цели проекта модернизации налоговых органов России состоят в следующем:
• создание системы, способствующей стабильному поступлению доходов на основе добровольной уплаты налогов, сокращению коррупции и возможности уклонения от налогов;
• улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых ими услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств;
• создание налоговой отрасли, которая бы эффективно, справедливо и честно исполняла законодательство по налогам и сборам и была оснащена современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления.
Проводимые в настоящее время мероприятия, направленные на модернизацию принципов налогового администрирования, обеспечивают внедрение трех основных принципов.