Этапы разработки и принятия Налогового кодекса.

Раздельное налогообложение физических и юридических лиц.

В соответствии с нормами гражданского и торгового права юридическое лицо характеризуется как субъект обладающий всеми признаками правоспособного и дееспособного лица в той же мере, что и физические лица, т.е. оно имеет название, адрес, может являться собственником, вступать в хозяйственные сделки, быть истцом и ответчиком в суде. Так же как и физическое лицо, юридическое лицо является налогоплательщиком, несет имущественную ответственность по своим налоговым обязательствам.

Особенность юридического лица как участника хозяйственных сделок заключается в том, что оно создается другими физическими и юридическими лицами для совместного пользования, результатом любой деятельности, участия в прибыли.

В налогообложении юридических лиц существуют различия в зависимости от применяемого права, публичного или частного.

Частноправовая форма деятельности предусматривает установление определенных правил участия хозяйствующего субъекта в общественном производстве:

· правовое закрепление хозяйственной самостоятельности, т.е. отсутствие подчиненности какому-либо вышестоящему органу;

· ведение деятельности, разрешенной законом, с целью извлечения доходов и рассчитанной на некоторый промежуток времени.

Частнопредпринимательская форма не применяется, если юридическое лицо служит общим интересам или предполагает необходимость управления и контроля за его деятельностью со стороны официальных властей. Основной признак этой формы предпринимательства – директивный характер указаний, получаемых от официальных властей (публичноправовая форма).

Частнопредпринимательская форма предполагает не ограниченное, а публичноправовая ограниченную налоговую ответственность, следовательно, различие в формах и методах налогообложения.

Прямые налоги на доходы компаний (корпорационный, налог на доходы от нефти, налог на прирост стоимости капитала), НДС и акцизы оказывают разное влияние на их поведение. Если первый понижают доходы компаний, то вторые, как правило, входят в издержки и перекладываются на потребителя. Поэтому их влияние на поведение компаний будет менее существенным.

Влияние налогов на экономику страны.

Влияние налогов на предпринимательскую деятельность и накопление капитала

С одной стороны налоги положительно влияют на предпринимательскую активность поскольку получаемая прибыль компании. Они побуждают ее с целью сохранения прибыли на том же уровне добиваться снижения издержек производства или увеличения валового дохода.

Налог только в том случае может стимулировать предпринимательскую инициативу, если у компании сохраняются перспективы улучшения своего положения.

Влияние налогообложения компаний на накопление является неблагоприятным, т.к. налоги уплачиваются не за счет сокращения потребления, а за счет сокращения возможного накопления.

Налоги как фактор перераспределения национального дохода и стимулирования структурных изменений

Одно из основных направлений влияния налогов на хозяйство страны. Они влияют на производство посредством распределения национального дохода и связанного с ним перераспределения производственных сил. Такое влияние не всегда способствует росту производства.

Перераспределение национального дохода (производимого с помощью налогов) может осуществляться через бюджет, так и помимо бюджета.

В зависимости от того, в каком именно направлении совершается перераспределение национального дохода через бюджет, экономический результат этого перераспределения может быть различен.

Если сумма, получаемая с помощью налога, отнимается от текущего потребления в особенности не производителя и обращается на капитальное строительство, то в результате этого достигается принудительное накопление, если наоборот, сумма черпается из фонда накопления и затем через государственный бюджет обращается на образование потребительских доходов (содержание государственного аппарата …), то в результате получается “проедание” некоторой части накопления, что приводит к некоторому замедлению роста производительных сил, что чаще всего и наблюдается в отношении компаний.

Помимо бюджета с помощью дифференциации обложения (различных ставок, системы налоговых льгот) создающих более благоприятные условия для одних отраслей производства и компаний по сравнению с другими, правительство может содействовать перекачиванию средств из одного сектора народного хозяйства в другой. Дифференциация обложения может проводиться как в ценоповышающих, т.е. перелагаемых, так и неперелагаемых налогов. Но если она проводится в ценоповышающих налогах, то на практике она приводит к тому, что разница в налоговых ставках остается лежать на компании, т.е. превращается в неперелагаемый налог, уменьшающий ее прибыль. Дифференцированное налогообложение может выражаться либо в полном изъятии от обложения одних компаний или даже отраслей производства, при обложении других аналогичных компаний, либо в пониженном обложении одних компаний по сравнению с обложением других компаний этого же рода, находящихся в таких же экономических условиях и обладающих примерно равной платежеспособностью. Дифференциация налогообложения только тогда приносит прибыль, когда получаемая от нее выгода превышает причиняемый ею вред.

Воздействие налогов на цены и объем производства

Поскольку налоги является средством перераспределения национального дохода, они по общему правилу не могут вызывать изменения цен. Они отчуждают денежные средства у одних лиц и через государственный бюджет передают их другим лицам. В результате общая сумма спроса остается неизменной, поэтому при неизменности товарной массы общий уровень цен должен оставаться неизменным.

Налоги могут привести к изменению общего уровня цен если:

1) Когда процедура по изыманию средств и обратному вливанию их в хозяйство отражается на скорости обращения денег.

2) Когда налоги вследствие своей тяжести и неравномерности ведут к сокращению производства и, следовательно, к изменению товарной массы.

При этом налоги, несомненно, влияют на отдельные цены облагаемых товаров, т.е. нужно различать 2 подхода:

­ влияние налога на общий уровень цен

­ влияние налога на цены отдельных товаров

Все перелагаемые налоги изменяют цены, но при этом повышение цен на одни товары могут уравновешиваться понижением их на другие товары. Вследствие этого общий уровень цен может остаться неизменным.

При этом налоги влияют на объем производства. Причем это воздействие одного и того же налога на динамику производства различных товаров различна. Это связано с тем, что различна эластичность цен и спроса отдельных товаров.

На графике это выглядит следующим образом.

На вертикальной оси D откладываем цену которую платят покупатели.

На горизонтальной – Q – объем спроса (шт.).

Кривая спроса D – отражает объем спроса при каждом значении цены которую платит покупатель.

Кривая S1 – кривая предложения до введения налога – показывает объем предложения при каждом значении цены, которую получают продавцы.

return false">ссылка скрыта

Предположим, что правительство вводит акцизный налог.

Тогда покупатели будут платить за единицу товара больше, чем получают продавцы, с учетом разницы идущей государству. Поскольку кривая спроса показывает количество которое покупатели желают приобрести, при каждой цене которую они платят, то кривая D не сдвигается, сдвигается кривая S. Поскольку продавцы желают продать то же количество товара, что и прежде, но теперь они получают меньше, чем платят покупатели. Эта разница представляет собой акцизный налог.

При этом на графике кривая S1 сдвигается до уровня S на величину налога. В результате этого рыночное равновесие тоже измениться, т.е. налог сдвинет точку равновесия из E в E’. В новой точке покупатели платят цену Р и покупают товар объемом Q, при этом Р>P0 и Q<Q0.

Т.О. акцизный налог ухудшает положение покупателей и продавцов.

Определяющим здесь является эластичность.

Воздействие налога на среднюю норму прибыли

При определенных условиях налоги приводят к уменьшению прибыли компании, но, что касается средней нормы прибыли, то на нее налог практически не влияет. Отчуждая средства у одних компаний и передавая другим, налог обеспечивает постоянство совокупной прибыли, при этом если у компании норма прибыли упадет ниже средней нормы, то это заставит искать более выгодного применения капитала.

Влияние налогов на усиление/ослабление социальной дифференциации общества

Государство используя прямые налоги взимаемые по прогрессивным ставкам сглаживает имущественное неравенство и перераспределяет доходы от “т.н. богатых к т.н. бедным”. Это обеспечивает некоторое ослабление социального напряжения в обществе.

Влияние налогов на НТП и прогрессивную структуру производства

Здесь важнейшими методами решения этих задач является система льгот. Например, ускоренная амортизация основного капитала, вычет из облагаемого дохода или из самой суммы налога затрат на НИОКР, использование различных форм налогово-стимулирующей деятельности внутренних фирм и т.д.

 

Формирование налоговой политики предприятия

Налоговая политика-часть политики управления прибылью, которая заключается в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налогов при альтернативных вариантах операционной деятельности предприятия и связанных с ней хозяйственных операций.

Формирование эффективной политики основывается на следующих принципах:

1) Соблюдение действующего налогового законодательства;

2) Соотношение задачи минимализации налоговых платежей с целями общей политики управления прибылью предприятия;

3) Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, которые обеспечивают минимализацию налогообложения в процессе всех трех видов деятельности предприятия;

4) Учет изменений в действующей налоговой системе;

5) Плановые определения сумм предстоящих налоговых платежей.

 

Основные этапы формирования налоговой политики предприятия.

I этап

Выявление направлений деятельности, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налога

II этап

Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения за счет использования прямых налоговых льгот:

а) уменьшение размера ставок;

б) предоставление налогового кредита;

в) полное освобождение от уплаты налогов;

III этап

Учет непрямых налоговых льгот, формирование налоговой политики предприятия:

- использование метода ускоренной амортизации;

- замена живого труда машинами и механизмами и т.д.

IV этап

Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия. Здесь, как правило, выделяется 3 группы региональных образований с различной системой налогообложения.

1-ая группа: специальные (свободные) экономические зоны своей страны, в которых существует льготный режим налогообложения;

2-ая группа: сопредельные страны с более льготной налоговой системой (Казахстан, Таджикистан…);

3-я группа: оффшорные территории. Выбор конкретной оффшорной зоны зависит от целей и направлений хозяйственной деятельности предприятия.

V этап

Определение методических принципов налогового планирования на предприятии.

VI этап

Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия.

 

Косвенное налогообложение в РФ

 

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемый в процессе потребления товаров и услуг.

Косвенные налоги:

- акцизы;

- таможенные пошлины

- НДС

 

НДС

 

Введен в РФ в 1992 году.

Особенности НДС:

1. В облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога.

2. Облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организации отдельно от цены товара.

3. Обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщика.

НДС - горизонтальный

- налог по конкретной гражданско-правовой сделке.

НДС – вертикальный

- итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемая по совокупности гражданско-правовых сделок.

3 вида НДС:

- входной

- выходной

- подлежащий уплате в бюджет.

Налогоплательщики

- организации

- индивидуальные предприниматели

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета налога не превысила 1 млн. рублей.

Документы, подтверждающие право на освобождение:

- Выписка из бухгалтерского баланса (предоставляется организацией);

- Выписка из книги продаж

- Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (индивидуальные предприниматели);

- Копия журнала полученных и выставленных счетов.

Ставки:

0% - экспортируемые товары; работы, непосредственно связанные с экспортом товаров; работы, непосредственно связанные с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита; работы, выполняемые непосредственно в космическом пространстве; драгоценные металлы и их добыча; товары для официального пользования иностранными представительствами и личного пользования дипломатического персонала; припасы, вывезенные с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

10% - продовольственные товары; товары для детей; периодические печатные издания, за исключением печатных изданий рекламного и эротического характера; медицинские товары отечественного и зарубежного производства.

18% - все остальные товары.

9,09% и 15,25% - расчетные ставки, применяемые при реализации товаров, в цену которых уже включен НДС. Определяются как процентное отношение налоговых ставок 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Налогоплательщик платит разницу между входным НДС и теми товарами, работами и услугами, которые можно принять к вычету.

Налоговый период

1 календарный месяц. Если выручка не больше 1 млн рублей в течение квартала, то налоговый период равен 1 кварталу.

 

Акцизы

Введен в 1992 году.

Поступления от акцизов занимают 8,4% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Акцизы – налог, не предусматривающий льгот.

Дата определения налогового обязательства зависит от даты реализации, передачи или получения подакцизных товаров.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объект налогообложения:

- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;

- принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов;

- получение и передача нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

 

Налоговый Кодекс Российской Федерации

 

С 1 января 1999 г. в России действует главный законодательный акт о налогах - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), а с 1 января 2001 г. - его вторая часть, в которую включены федеральные законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге.

Первый вариант Налогового кодекса, работа над подготовкой которого началась в 1993 г., состоял из шести разделов и включал основные определения, федеральные, региональные и местные налоги, правила налогового администрирования и принципы налогового федерализма.

С 1995 г. разработка Налогового кодекса стала осуществляться Министерством финансов РФ.

В феврале 1996 г., после почти трехлетней подготовки, первый проект Налогового кодекса официально был передан в Думу.

Весной 1996 года состоялось первое рассмотрение проекта кодекса профильным комитетом Думы. После пересмотра и внесения многочисленных поправок, 30 апреля 1997 г. проект правительственного Налогового кодекса, насчитывающий более 600 страниц (и общая, и специальная части) повторно был внесен в Думу. Дума, под давлением Президента, в июне приняла кодекс в первом чтении.

Параллельно с правительственным Налоговым кодексом шла разработка альтернативных вариантов. Было внесено порядка 10 проектов кодекса. Большинство из представленных вариантов, по мнению экспертов, предлагали экзотические налоговые системы, не существующие ни в одной стране мира, способные деформировать, а не усовершенствовать действующий порядок. 31 января Правительство РФ внесло в Государственную Думу уточненные I и II части кодекса, при этом части III и IV были консолидированы во II часть.

16 апреля 1998 года в первом чтении Государственной Думой был принят правительственный вариант Налогового кодекса РФ (и первой, и второй части). За него проголосовало 312 депутатов, против - 17, воздержался – 1. Второе место при рейтинговом голосовании получил проект Ассоциации "Налоги России".

16.07.98 г. была принята общая часть Налогового кодекса, вступающая в силу с 1 января 1999 г.

5 августа 2000 г. принят Федеральный закон № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Данным законом установлено, что с 1 января 2001 г. вводятся в действие четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Изменения в действующий Налоговый Кодекс продолжают вноситься и по сей день.

На сегодня Налоговый Кодекс РФ состоит из 2-х частей, первая включает в себя 7 разделов (20 глав) и 142 статьи, вторая включает 2 раздела (8, 9), 10 глав и 244 статьи, всего в НК РФ 386 статей. [32, 33, 5]

 

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговый кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы российского опыта, а также специфических особенностей развития национальной экономики.

Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.