Издание государством нормативных актов по вопросам налогообложения
Лекция 3.
Стратегия и тактика налоговой политики
В зависимости от длительности периода реализации стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегически или тактический характер. Стратегия и тактика неразрывно связаны.
Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.
Налоговая тактика напротив направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.
1. Издание государством нормативных актов по вопросам налогообложения.
2. Правовое регулирование изменения сроков уплаты налогов и сборов в бюджет.
3. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
1.
В соответствии со ст. 1 НК законодательство о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах.
Исходя из данного положения, к ФЗ могут относиться только законы о внесении изменений и дополнений к НК, законы о порядке введения в действие таких законов и непосредственно НК.
Законодательство субъектов РФ налогах и сборах состоит из законов и НПА, принятых в соответствии с НК.
Нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
Таким образом, субъектам РФ и муниципальным образованиям не требуется принимать общих, подобных НК, законов. Они принимают отдельные законы, посвященные конкретным налогам, при соблюдении всех принципов и положений НК.
Определенные полномочия в издании нормативно-правовых актов предоставлены Минфину. Оно разрабатывает и издает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для всех плательщиков налога и налоговых агентов, а также порядок заполнения этих форм. При этом в НК особо подчеркнуто, что издаваемые Правительством РФ, Минфином РФ, органами исполнительной власти в пределах их компетенции нормативно-правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 п. 1.). Что касается контролирующих органов (ФНС, ФТС), то они не имеют права издавать нормативно-правовые акты по вопросам налогов и сборов (ст. 4 п.2).
Особое место в законодательстве занимают международные договоры по вопросам налогообложения. Их положения имеют приоритетное значение над нормами, определенными НК.
2.
Изменением срока уплаты налога и сбора согласно ст. 61 НК признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы либо ее части (сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении;
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;
5) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц.
3.
Вопросам обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц посвящен раздел 7 гл. 19 и 20 НК.
Согласно ст. 137 НК каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Обжалование осуществляется в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Судебное обжалование актов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Жалоба подается в письменной форме.