Характеристика элементов налога

Экономическое значение транспортного налога

Транспортный налог

- 1 -

Современная история налогообложения транспортных средств начала развиваться с конца 1991 г., когда был принят Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». Ст. 6 этого закона была посвящена налогу с владельцев транспортных средств, налогоплательщиками которого признавались и организации, и физические лица. Это говорит о том, что изначально транспортные средства облагались универсальным налогом, имеющим равное действие в отношении, как граждан, так и юридических лиц. Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». В соответствии с этим указом с 01.01.1994 г. вводился новый федеральный налог – транспортный налог, налогоплательщиками которого признавались только юридические лица. Вместе с тем этот налог мог быть связан с налогообложением транспортных средств лишь по своему названию. Фактически объектом его налогообложения являлся фонд оплаты труда, или, другими словами, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выплачиваемые по трудовым и иным гражданско-правовым договорам. Налоговая ставка определялась в размере 1 %. Поскольку у действовавших в то время страховых взносов в государственные внебюджетные фонды объектом обложения также признавался фонд оплаты труда, рассматриваемый транспортный налог, по существу, представлял собой дополнительный налоговый платеж, взимаемый с того же объекта, что и названные страховые взносы. Название «транспортный» этот налог получил не потому, что им должны были облагаться транспортные средства, а в связи с тем, что Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270, определив зачисление доходов от этого налога в полном объеме в региональные бюджеты, установил целевое расходование поступающих от его взимания средств исключительно на финансирование поддержки и развития транспортной инфраструктуры в региональном разрезе. Введенный транспортный налог просуществовал практически четыре года – с 01.01.1994 г. по 14.11.1997 г. Указом Президента РФ от 15.11.1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации», введенным в действие со дня его подписания, Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270, установивший транспортный налог, был признан недействующим.

В рамках проводимой работы над второй частью НК РФ с учетом положений ст. 14 НК РФ и в целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства на территории РФ 24.06.2002 г. был принят Федеральный Закон № 110 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах». В соответствии с этим законом с 01.01.2003 г. транспортный налог стал взиматься на основании гл. 28 НК РФ.

В последние годы наблюдаются темпы роста поступлений транспортного налога в бюджетную систему РФ, его доля в консолидированном бюджете РФ составляет около 0,3 % всех налоговых доходов.

- 2 -

Налогоплательщики (ст. 357 НК РФ):

– налогоплательщики – владельцы транспортных средств (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства);

– налогоплательщики по доверенности.

Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится только при соблюдении названных условий на основании уведомления, предусмотренного ст. 357 НК РФ, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) транспортное средство;

3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств и подтверждающие передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством перечислены в таблице.

 

Таблица – Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств и передачу их на основании доверенности

 

Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств Документы, подтверждающие передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством
Договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату   Справка-счет Расписка в получении транспортных средств Документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю Копия доверенности, заверенная нотариусом

 

Если эти условия выполняются, то гражданин должен уведомить налоговый орган месту своего жительства о том, что он передал автомобиль по доверенности. Если такого уведомления не последовало, то налогоплательщиком транспортного налога будет признано физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Согласно ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет, а при отсутствии указания о сроке доверенности она действует в течение года со дня совершения. Поэтому плательщиком транспортного налога в случае, если срок доверенности истек, и транспортное средство продолжает числиться в органах ГИБДД за собственником транспортного средства, является этот собственник.

Объектом налогообложения признаются (ст. 358 НК РФ) автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем ст. 358 НК РФ и п. 12 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения.

Налоговая база (ст. 359 НК РФ)

В связи с разнородностью объектов обложения транспортным налогом предусматривается различный порядок определения налоговой базы. Варианты определения налоговой базы приведены в таблице.

 

Таблица – Варианты определения налоговой базы по транспортному налогу в зависимости от объекта налогообложения

 

Объект налогообложения Налоговая база
Транспортные средства, имеющие двигатели Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах
Водные несамоходные (буксируемые) транспортным средствам, по которым установлена валовая вместимость Валовая вместимость в регистровых тоннах
Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя Суммарная статистическая тяга всех реактивных двигателей в килограммах силах
Остальные водные и воздушные транспортные средства Единица транспортного средства

Налоговый период, отчетный период (ст. 360 НК РФ)

Налоговым периодом признается календарный год. Для налогоплательщиков, являющихся организациями, отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал. НК РФ отмечено, что при установлении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки (ст. 361 НК РФ)

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования – срока эксплуатации). Причем региональные власти, устанавливая транспортный налог, могут увеличивать или уменьшать указанные в ст. 361 НК РФ ставки, но не более чем в пять раз.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу (ст. 362 НК РФ)

Порядок исчисления транспортного налога установлен в зависимости от категорий плательщиков, а именно:

– налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно;

– сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории субъекта РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Исчисление налога при помощи коэффициента осуществляется в следующих случаях:

– при регистрации (снятия с учета) транспортного средства;

– при замене двигателя, если меняется его мощность;

– при угоне (краже) транспортного средства;

– при прекращении действия доверенности, если налогоплательщиком являлось лицо по доверенности;

– в случае смерти физического лица, на которого зарегистрировано транспортное средство.

В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится в аналогичном порядке с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.

Транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения:

– сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;

– сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (ст. 363 НК РФ)

Уплата налога производится налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортного средства является место его государственной регистрации. Постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» от 12.08.1994 г. № 938 установлено, что государственную регистрацию на территории Российской Федерации автомототранспортных средств осуществляют подразделения ГИБДД МВД России. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу и переданных своим филиалам (представительствам), производится по месту нахождения этих структурных подразделений.

Таким образом, юридические лица, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают транспортный налог в бюджет субъекта РФ по месту нахождения структурных подразделений по ставкам, действующим по месту расположения филиалов или представительств. Если головная организация и ее структурное подразделение находятся в разных регионах Российской Федерации, а транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения головной организации, то транспортный налог уплачивается головной организацией по месту регистрации этих транспортных средств, т.е. в бюджет субъекта РФ по месту расположения головной организации.

В соответствии со ст. 363.1 НК РФ срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным.

При определении порядка уплаты налога и сроков уплаты необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта РФ. Законом субъекта РФ может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей и сроки их уплаты. Авансовые платежи обеспечивают регулярные поступления в региональный бюджет и позволяют равномерно распределить налоговую нагрузку в течение налогового периода.