Характеристика элементов налога

Экономическое содержание упрощенной системы налогообложения, ее место в налоговой системе и роль в доходах бюджета

Упрощенная система налогообложения

 

- 1 -

В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны, и пытается снизить налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, а также облегчить налоговый учет. Для исполнения указанных целей предназначена упрощенная система налогообложения, которая является специальным налоговым режимом.

Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, принятая одноименным ФЗ от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, была введена в действие в целях упрощения налогообложения малого предпринимательства, которая не получила широкого распространения, хотя правом на добровольный переход обладала обширная группа субъектов малого предпринимательства. Причинами недостаточного распространения упрощенной системы налогообложения стали:

– отмена НДС, что осложняло деятельность предпринимателей с поставщиками и потребителями;

– сопровождение перехода на УСН уплатой 10 % с выручки, что не всегда представляло видимые экономические преимущества.

С 01.01.2003 г. федеральным законом № 104-ФЗ от 24.07.2002 г. была введена гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».

Новая упрощенная система предусматривает самостоятельность налогоплательщиков в выборе объекта налогообложения, в отличие от действовавшей ранее системы налогообложения, когда выбор объекта осуществлялся органом государственной власти субъекта РФ (совокупный доход или выручка). Достоинством упрощенной системы можно назвать использование кассового метода, то есть доходы определяются по мере их поступления, а расходы по мере их осуществления. Данный метод намного удобнее, чем метод начисления, который распространен на плательщиков налога на прибыль организаций.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

С 01.01.2007 г. предусмотрено получение в налоговом органе патента (официальный документ, удостоверяющий право на применение упрощенной системы).

 

- 2 -

Налогоплательщиками (ст. 346.12 НК РФ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 45 млн. р. (без учета НДС).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн р.;

16) бюджетные учреждения;

17) иностранные организации.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (346.13 НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 60 млн р., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

 

Таблица – Налоги, заменяемые уплатой единого налога при применении упрощенной системы налогообложения

 

Организации не платят: Предприниматели не платят:
Налог на прибыль организаций, за исключением налога по ставкам 9 % и 15 %   НДС (по внутренним операциям) Налог на имущество организаций Налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности, за исключением доходов по ставкам 9 % и 35 % НДС (по внутренним операциям) Налог на имущество предпринимателей
Организации и индивидуальные предприниматели
– применяют общую систему налогообложения по всем другим налогам и сборам, в том числе по уплате НДС при ввозе товаров; – применяют систему обязательного пенсионного и социального страхования; – применяют порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности; – выполняют обязанности налоговых агентов

Объект налогообложения (ст. 346.14 НК РФ):

– доходы;

– доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно с начала налогового периода.

Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

– доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);

– внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, указанные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный перечень является закрытым и включает 36 видов расходов.

Порядок признания доходов и расходов (ст. 346.17 НК РФ)

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав (кассовый метод). Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговая база (ст. 346.18 НК РФ):

– если объект налогообложения – доходы, то денежное выражение доходов;

– если объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, то денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

Налоговая ставка (ст. 346.20 НК РФ):

– для объекта налогообложения доходы – в размере 6 %;

– для объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов – в размере 15 %.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговый период (ст. 346.19 НК РФ) календарный год.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам исчисляют сумму налога, которая уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации только по итогам налогового периода.

Упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ)

С 01.01.2006 г. индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из установленных п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ видов предпринимательской деятельности вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из установленных видов предпринимательской деятельности. Таких видов деятельности п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ предусмотрено по состоянию на 1.01.2009 г. 61 единица.

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ. При этом переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент. Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, является выдаваемый индивидуальному предпринимателю налоговым органом патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности. Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Патент выдается по выбору налогоплательщика от оного до двенадцати месяцев.

Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.

Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан. Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта РФ. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее, чем за один месяц до начала применения им УСН на основе патента. Форма заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, шесть месяцев, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.

Предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения. Индивидуальный предприниматель, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента.

Налоговая декларация налогоплательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется.