Характеристика элементов налога

Экономическое содержание единого сельскохозяйственного налога и его место в налоговой системе

Единый сельскохозяйственный налог

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет (ст. 174 НК РФ).

Порядок и формы возмещения НДС (ст. 176 НК РФ).

Возмещение НДС – это специальная процедура, осуще­ствляемая налоговыми органами, которая заключается в воз­врате НДС, уплаченного налогоплательщиком своим постав­щикам по товарам (работам, услугам), либо НДС, уплаченного в соответствии с установленным порядком в бюджет.

Возмещение осуществляется только по отношении двух категорий НДС:

– в отношении налога, уплаченного налогоплательщиком своим поставщикам по товарам (работам, услугам), принимае­мого к вычету в случае возникновения отрицательной разни­цы между суммами налога, начисленными исходя из налоговой базы, и суммами налога, принимаемыми к вычету;

– в отношении налога, уплаченного в бюджет в связи с осуществлением операций, облагаемых по нулевой ставке.

Возмещение осуществляется:

а) путем зачета. Зачет как разновидность возмещения – это учетная налоговая операция, совершаемая налоговым органом, в результате которой погашается задолженность налогоплательщика по уплате недоимки, пени, присужденных налоговых санкций,

б) путем возврата. Возврат как разновидность возмещения – это финансовая операция, осуществляемая органами федерального казначейства, на основе документов, направляемых налоговыми органа­ми, по возврату денежных средств налогоплательщику.

При этом основание для применения того или иного вида возмещения строго урегулировано ст. 176 НК РФ. Возмещение осуществляется в отношении НДС, законно уплаченного поставщику или в бюджет. Зачет (возврат) осуществляется в отношении неправомерно уплаченного или взысканного в бюджет НДС.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 

- 1 -

Впервые единый сельскохозяйственный налог как специальная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей был установлен Федеральным законом от 29.12.2001 г. №187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и подлежал введению в регионах России соответствующими законами субъектов РФ с 1.01.2002 г. в качестве нового элемента российской налоговой системы. Его предназначение – учесть особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкурентным участникам земли.

Введение этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

ЕСХН обладает следующими преимуществами:

– содержит возможность его использования всеми сельскохозяйственными производителями, в том числе и сельскохозяйственными организациями индустриального типа;

– возможность учета сезонности сельскохозяйственного производства (особенно в подвиде растениеводство) благодаря установлению календарного года в качестве налогового периода;

– учет фактических результатов хозяйственной деятельности;

– более льготные условия налогообложения по сравнению с общим порядком налогообложения благодаря низкой ставке ЕСХН.

 

- 2 -

Налогоплательщики (ст. 346.2 НК РФ) – организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ. В целях указанной главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %.

Применять систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога вправе организации и предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

– организации и предприниматели обязаны быть производителями сельскохозяйственной продукции и (или) выращивать рыбу, осуществлять ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализовать эту продукцию и (или) рыбу;

– в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, должна составлять не менее 70 %.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) бюджетные учреждения.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на уплату ЕСХН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения, установленные главой 26.1 НК РФ ст. 346.2, по объему дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и по объему дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, определяются исходя из всех осуществляемых этими организациями и индивидуальными предпринимателями видов деятельности.

Налогоплательщики – сельскохозяйственные производители – самостоятельно решают, переходить им на уплату ЕСХН или применять общую систему налогообложения. Возврат к общему режиму налогообложения осуществляется также на принципах добровольности.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

 

Таблица – Налоги, заменяемые уплатой единого сельскохозяйственного налога

 

Для организаций Для индивидуальных предпринимателей
– налог на прибыль организаций, за исключением доходов, облагаемых по ставкам 9 % и 15 % – НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), за исключением доходов облагаемых по ставкам 9 % и 35 %
– НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ – НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)
– налог на имущество организаций – налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

 

Объект налогообложения (ст. 346.4 НК РФ) – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. Причем к вычитаемым расходам отнесено 46 видов затрат в соответствии со ст. 346.5 НК РФ после их фактической оплаты, что позволяет налогоплательщикам значительно сокращать величину полученных доходов. При этом налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

Налоговая база (ст. 346.6 НК РФ) – денежное выражение объекта налогообложения, т.е. доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка (ст. 346.8 НК РФ) установлена в размере 6 %.

Налоговый период (ст. 346.7 НК РФ) установлен с учетом сезонности сельского хозяйства как календарный год, а отчетный – полугодие.

Плательщики единого сельскохозяйственного налога обязаны представить в налоговые органы налоговые декларации по окончании налогового и отчетного периодов.

Срок предоставления декларации по итогам налогового периода - не позднее 31 марта следующего года. Декларация по итогам полугодия представляется не позднее 25 дней со дня его окончания.

Форма деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.